Действующий

О Стратегии социально-экономического развития Калужской области до 2040 года



Отрасли традиционного машиностроения


Помимо предприятий автомобилестроения, радиоэлектронной промышленности и приборостроения, в Калужской области имеются и другие производства, относящиеся к подотрасли традиционного машиностроения: производство машин и оборудования, в т.ч. производство турбин, прочих транспортных средств (локомотивов и железнодорожного подвижного состава). В 2020 году на долю энергетического машиностроения приходилось 1,6% от общего объема отгруженной продукции региона. Аналогичный показатель для подотрасли локомотивостроения и производства дорожного подвижного состава была равен 2,9%. Также по состоянию на 2020 год на предприятиях энергетического машиностроения было занято 0,8%, на производствах железнодорожных подвижных составов и локомотивов - 1,9% от общей численности занятых в Калужской области.


Крупнейшими предприятиями энергетического машиностроения являются ПАО "Калужский турбинный завод", АО "КЗАЭМ" (Калужский завод энергетического машиностроения), АО "Силовые машины", ООО "Турбомаш-Сервис", ПАО "Калужский двигатель", ЗАО "Людиновокабель". Железнодорожное машиностроение представлено в регионе Людиновским тепловозостроительным заводом и Калужским заводом путевых машин и гидроприводов и заводом "Ремпутьмаш" (все 3 предприятия входят в холдинг "Синара - Транспортные машины"). Все упомянутые компании локализованы в пределах г. Калуга или Людиновского района.


Значимым рыночным трендом в энергетическом машиностроении является переход на выпуск микротурбинных агрегатов. С их помощью обеспечивается автономность электро- и теплоснабжения частных домохозяйств, торговых площадок и других помещений. Рынок микротурбин является быстрорастущим и перспективным <77>, в том числе благодаря растущему спросу на экологически чистую энергию. Калужская область уже обладает рядом компетенций в данном виде производства. Например, на платформе ПАО "Калужский двигатель" налажено изготовление микротурбин. Продукция данного предприятия участвует в импортозамещении иностранных компонентов для микротурбинных электростанций. Общий тренд на декарбонизацию также поддерживается за счет развития новых направлений энергетического машиностроения, в частности, производства водородных турбин. В сфере производства железнодорожного транспорта также наблюдается тенденция на внедрение более экологичных видов подвижных составов, работающих на водороде.


________________


<77> Глобальный рынок микротурбин в 2020 году составил 79,2 млн долл. Прогнозируется, что к 2027 году рынок вырастет до 125,3 млн долл. (среднегодовой темп роста предполагается на уровне 6,8%).


В рамках развития отраслей традиционного машиностроения Калужская область имеет амбицию стать одним из ключевых национальных подцентров производства турбин для энергетики, локомотивов, железнодорожных составов и комплектующих к ним. Для достижения данной цели необходимо провести трансформацию отрасли по нескольким направлениям.


Направления трансформации отраслей традиционного машиностроения Калужской области:


1. Развитие кадрового потенциала отрасли. Обеспечить разнообразные форматы обучения и стимулировать подготовку специалистов по направлению машиностроения в рамках системы высшего и среднего профессионального образования (в том числе, на базе калужской площадки МГТУ им. Н.Э.Баумана - одного из лидеров в подготовке кадров для российской энергетики, Калужского технического колледжа и др. учебных заведений региона).


2. Развитие на территории Калужской области формата НПО 2.0 в отраслях традиционного машиностроения - организационной модели, сочетающей в себе R&D, создание прототипов и аддитивное производство, организацию гибких производств и высокотехнологичное сервисное обслуживание.


3. Развитие инфраструктуры реинжиниринга компонентов для подотраслей тяжелого машиностроения (энергетическое, железнодорожное машиностроение, вагоностроение и др.) как основного инструмента для формирования независимости российских производств от импорта оборудования и комплектующих, а также с целью становления одного из ключевых подцентров замещения импортной продукции для нужд национального рынка.


Эффекты для отрасли к 2040 году:


- рост объемов отгруженной продукции предприятий традиционного машиностроения в общем объеме отгруженной продукции региона в 1,5 раза (с 41,5 млрд руб. в 2020 г. до 62,3 млрд руб. к 2040 г.);


- увеличение доли занятых в отраслях традиционного машиностроения в 1,3 раза (с 13,5 тыс. чел. в 2020 г. до 17,5 тыс. чел. к 2040 г.);


- увеличение набора студентов по специальностям "энергетическое машиностроение", "машиностроение", более чем в 2 раза (до 150 чел./год).