17) Калужская область по бюджетным параметрам была схожа с другими регионами ЦФО, положительно выделялась по качеству управления финансами. Региону удалось в 2010 - 2020 годах добиться высоких позиций по качеству управления финансами за счет улучшения качества бюджетного планирования, исполнения бюджета и управления долгом. В 2010 - 2015 годы в Калужской области росла долговая нагрузка, но с 2016 года в регионе проведена реструктуризация государственного и муниципального долга, взят курс на снижение долговой нагрузки. С 2015 года Калужская область смогла перейти из категории дотационных регионов в категорию регионов-доноров. При этом бюджет Калужской области сохранял социальную направленность. Доля расходов на социальную сферу составляла порядка 60% от общего объема расходов регионального бюджета, что подтверждает социальную направленность бюджета, ориентацию на рост человеческого капитала.
18) В Калужской области активно развивались цифровые подходы в управлении, наблюдался рост электронных обращений граждан за государственными и муниципальными услугами. На территории региона функционируют 36 центров и 64 офиса "Мои документы". Многофункциональные центры (далее - МФЦ) региона предоставляют полный перечень обязательных государственных услуг (услуги федеральных органов исполнительной власти - 46, услуги региональных органов власти - 52, услуги органов местного самоуправления - 19, дополнительные услуги - 109). Общий объем обращений за услугами региональных и федеральных органов власти на базе МФЦ региона в 2021 году составил 845,5 тыс. обращений в бумажной форме (прирост на 19,6% относительно 2020 года) и 217,8 тыс. обращений в электронной форме (прирост на 53,9% относительно 2020 года). На начало 2022 года 97% населения Калужской области старше 14 лет было зарегистрировано на Едином портале государственных и муниципальных услуг.
В рамках создания в регионе "Электронного правительства" 120 государственных и муниципальных услуг оказывались в электронном виде. Были реализованы мероприятия по внедрению цифровых технологий и платформенных решений в сфере государственного управления (региональный проект "Цифровое государственное управление"). По итогам 2021 года доля массовых социально значимых услуг, доступных в электронном формате, достигла 97,8%. Уровень удовлетворенности населения качеством предоставления социально значимых услуг в электронном формате составил 4,18 балла по 5-балльной системе <2>.
________________
<2> По оценке ситуационного центра Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.