Действующий

О Стратегии социально-экономического развития Калужской области до 2040 года



Таблица 2. Сценарии социально-экономического развития Калужской области до 2040 года

Сценарий

Определяющие внешние условия реализации сценария

Особенность сценария

Фокус развития региона в рамках сценария

Эффекты для экономики региона

Сценарий прогрессивного перехода

Глобальный вектор на декарбонизацию и цифровизацию, рынки Индустрии 5.0. К 2040 году многие страны и компании поставили себе цели по достижению углеродной нейтральности <14>. В Российской Федерации также принята Стратегия социально-экономического развития России с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года

Включение региона в новую инвестиционную волну, которая будет разворачиваться в мире в последующие 10 - 20 лет

Два вектора:

1) Вовлечение нового класса инвесторов - такими инвесторами скорее всего выступят крупные российские холдинги, включая госкорпорации, а также иностранные инвесторы - компании, способные работать в условиях санкционных ограничений в отношении России - это компании из стран Азиатско-Тихоокеанского региона) Вектор на технологическое усложнение промышленности, в т.ч. за счет участия в рынках Индустрии 5.0

Более интенсивный рост всех показателей (ВРП, обрабатывающие производства, инновационная продукция, численность населения и пр.), усиление экономической самостоятельности. Диверсификация структуры экономики и технологическое усложнение производств. Более сбалансированная система расселения, в т.ч. за счет локализации новых промышленных предприятий

Сценарий государственного доминирования

Сохранение внешней неблагоприятной геополитической обстановки для Российской Федерации в долгосрочной перспективе, что ограничит приток иностранных инвесторов на длительный период. В связи с этим, функция основного инвестора в экономику региона прямо или косвенно будет реализована государством. Это сценарий нового инвестиционного роста, который будет обусловлен развитием благоприятной экономической конъюнктуры на сырьевых рынках и связанным с этим расширением бюджетных возможностей

Усиление роли государства как основного инвестора в экономику региона с учетом доступных бюджетных возможностей. Поиск моделей финансирования и направлений развития, при которых государство получит "возврат инвестиций" в обозримой перспективе, а также удержание местной экономики от региональных факторов гиперинфляции за счет развития местного производства (например, поддержки МСП в сельском хозяйстве, инновационном секторе, креативной индустрии и промышленности)

Несколько направлений

1) Реализация большинства ключевых проектов развития транспортной и дорожной инфраструктуры (развитие метро, иного высокоскоростного транспорта).

2) Модернизация инженерного инфраструктурного комплекса, в т.ч. создание углеродно-нейтральной энергетической инфраструктуры и индустриальных парков, реализация проектов умного города;

3) Благоустройство городов, повышение культурного разнообразия в опорных центрах системы расселения;

4) Реализации ряда крупных инвестиционных проектов в научно-технологической и образовательной сферах, включая ИНТЦ Обнинска (в том числе субсидирование создания предприятий в области ядерных технологий на территории ИНТЦ под общей координацией "Росатома"), кампусы и пр.

Сценарий может привести к созданию зависимости региональной экономики от постоянной бюджетной поддержки. Повышенное участие государства в экономике может привести к рискам дисбаланса на рынке труда (в том числе снижению привлекательности коммерческого сектора для трудоустройства), а также неоправданным затратам и созданию зависимости экономики от постоянной бюджетной поддержки.

Бюджетные ограничения федерального центра в текущих условиях и высокая конкуренция за ресурсы приведут к более низкой по сравнению с прогрессивным сценарием динамике развития региона

Базовый сценарий (посткризисное восстановление)

Высокая волатильность мировой экономики будет ограничивать стабильность инвестиционной деятельности государства и частных инвесторов, а также препятствовать выполнению бюджетных обязательств в полной мере из-за возможного сокращения доходов регионального бюджета

Продолжение имеющегося курса социально-экономического развития Калужской области. Базовым процессом в рамках этого сценария станет защита региональной экономики в ответ на нарастающие негативные макроэкономические и геополитические тенденции (в т.ч. от последствий возможного высвобождения кадров на рынок труда)

Продолжение имеющегося курса социально-экономического развития - совершенствование инфраструктуры, расширение производственных зон, повышение производительности труда в основных секторах экономики, реализация социальных обязательств. Расходы бюджета будут направлены на реализацию социальных обязательств, обеспечивая стабильный рост оплаты труда, модернизацию инфраструктурного комплекса, совершенствование системы государственного управления

Инерционное развитие, незначительный рост экономики сопоставимый со страновым в долгой перспективе, риск отрицательной динамики ВРП в 5-летнем горизонте. Структура экономики сохранится. Усилятся различия в уровне социального и экономического развития территорий (преимущественно, между Северной агломерацией и остальными районами региона). Произойдет укрупнение муниципалитетов. Сохранится тренд на снижение численности населения при усилении производительности труда на предприятиях региона и росте интеграции региональной экономики в экономику Московской агломерации (особенно тех территорий области, которые до этого были слабо интегрированы)


________________


<14> Например, планы Volkswagen предусматривают сокращение углеродного следа на 40% к 2030 году (по отношению к 2018 г.) и достижение углеродной нейтральности (0% баланс углеродного следа) к 2050 г. Стратегия AstraZeneca выглядит еще более амбициозной - к 2025 году компания планирует достичь углеродной нейтральности, а к 2030 г. достичь отрицательного баланса по CO2 (поглощение углекислого газа больше, чем его выбросы). Аналогичные программы приняты и другими компаниями, присутствующими в регионе.