Сценарий | Определяющие внешние условия реализации сценария | Особенность сценария | Фокус развития региона в рамках сценария | Эффекты для экономики региона |
Сценарий прогрессивного перехода | Глобальный вектор на декарбонизацию и цифровизацию, рынки Индустрии 5.0. К 2040 году многие страны и компании поставили себе цели по достижению углеродной нейтральности <14>. В Российской Федерации также принята Стратегия социально-экономического развития России с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года | Включение региона в новую инвестиционную волну, которая будет разворачиваться в мире в последующие 10 - 20 лет | Два вектора: 1) Вовлечение нового класса инвесторов - такими инвесторами скорее всего выступят крупные российские холдинги, включая госкорпорации, а также иностранные инвесторы - компании, способные работать в условиях санкционных ограничений в отношении России - это компании из стран Азиатско-Тихоокеанского региона) Вектор на технологическое усложнение промышленности, в т.ч. за счет участия в рынках Индустрии 5.0 | Более интенсивный рост всех показателей (ВРП, обрабатывающие производства, инновационная продукция, численность населения и пр.), усиление экономической самостоятельности. Диверсификация структуры экономики и технологическое усложнение производств. Более сбалансированная система расселения, в т.ч. за счет локализации новых промышленных предприятий |
Сценарий государственного доминирования | Сохранение внешней неблагоприятной геополитической обстановки для Российской Федерации в долгосрочной перспективе, что ограничит приток иностранных инвесторов на длительный период. В связи с этим, функция основного инвестора в экономику региона прямо или косвенно будет реализована государством. Это сценарий нового инвестиционного роста, который будет обусловлен развитием благоприятной экономической конъюнктуры на сырьевых рынках и связанным с этим расширением бюджетных возможностей | Усиление роли государства как основного инвестора в экономику региона с учетом доступных бюджетных возможностей. Поиск моделей финансирования и направлений развития, при которых государство получит "возврат инвестиций" в обозримой перспективе, а также удержание местной экономики от региональных факторов гиперинфляции за счет развития местного производства (например, поддержки МСП в сельском хозяйстве, инновационном секторе, креативной индустрии и промышленности) | Несколько направлений 1) Реализация большинства ключевых проектов развития транспортной и дорожной инфраструктуры (развитие метро, иного высокоскоростного транспорта). 2) Модернизация инженерного инфраструктурного комплекса, в т.ч. создание углеродно-нейтральной энергетической инфраструктуры и индустриальных парков, реализация проектов умного города; 3) Благоустройство городов, повышение культурного разнообразия в опорных центрах системы расселения; 4) Реализации ряда крупных инвестиционных проектов в научно-технологической и образовательной сферах, включая ИНТЦ Обнинска (в том числе субсидирование создания предприятий в области ядерных технологий на территории ИНТЦ под общей координацией "Росатома"), кампусы и пр. | Сценарий может привести к созданию зависимости региональной экономики от постоянной бюджетной поддержки. Повышенное участие государства в экономике может привести к рискам дисбаланса на рынке труда (в том числе снижению привлекательности коммерческого сектора для трудоустройства), а также неоправданным затратам и созданию зависимости экономики от постоянной бюджетной поддержки. Бюджетные ограничения федерального центра в текущих условиях и высокая конкуренция за ресурсы приведут к более низкой по сравнению с прогрессивным сценарием динамике развития региона |
Базовый сценарий (посткризисное восстановление) | Высокая волатильность мировой экономики будет ограничивать стабильность инвестиционной деятельности государства и частных инвесторов, а также препятствовать выполнению бюджетных обязательств в полной мере из-за возможного сокращения доходов регионального бюджета | Продолжение имеющегося курса социально-экономического развития Калужской области. Базовым процессом в рамках этого сценария станет защита региональной экономики в ответ на нарастающие негативные макроэкономические и геополитические тенденции (в т.ч. от последствий возможного высвобождения кадров на рынок труда) | Продолжение имеющегося курса социально-экономического развития - совершенствование инфраструктуры, расширение производственных зон, повышение производительности труда в основных секторах экономики, реализация социальных обязательств. Расходы бюджета будут направлены на реализацию социальных обязательств, обеспечивая стабильный рост оплаты труда, модернизацию инфраструктурного комплекса, совершенствование системы государственного управления | Инерционное развитие, незначительный рост экономики сопоставимый со страновым в долгой перспективе, риск отрицательной динамики ВРП в 5-летнем горизонте. Структура экономики сохранится. Усилятся различия в уровне социального и экономического развития территорий (преимущественно, между Северной агломерацией и остальными районами региона). Произойдет укрупнение муниципалитетов. Сохранится тренд на снижение численности населения при усилении производительности труда на предприятиях региона и росте интеграции региональной экономики в экономику Московской агломерации (особенно тех территорий области, которые до этого были слабо интегрированы) |
________________
<14> Например, планы Volkswagen предусматривают сокращение углеродного следа на 40% к 2030 году (по отношению к 2018 г.) и достижение углеродной нейтральности (0% баланс углеродного следа) к 2050 г. Стратегия AstraZeneca выглядит еще более амбициозной - к 2025 году компания планирует достичь углеродной нейтральности, а к 2030 г. достичь отрицательного баланса по CO2 (поглощение углекислого газа больше, чем его выбросы). Аналогичные программы приняты и другими компаниями, присутствующими в регионе.