Реализация мероприятий и инициатив Стратегии социально-экономического развития Калужской области до 2040 года планируется в 3 этапа со следующей фокусировкой:
2022 - 2026 гг. (первые 5 лет) - реализация антикризисной программы, переход к восстановительному росту экономики, пилотный запуск стратегических инициатив. На первом этапе планируется уделить внимание посткризисному восстановлению экономики региона, связанному с преодолением последствий кризисных явлений и санкционных ограничений 2022 года. В первую очередь потребуют поддержки социальная сфера (особенно в части занятости населения) и промышленный сектор. В рамках этапа должно быть положено начало реализации пилотных инициатив (включая реализацию некоторых инвестиционных проектов, связанных с качественным изменением инфраструктуры (социальной, инженерной, транспортной, цифровой), разворачиванием R&D-инфраструктуры, необходимой для обеспечения роста экономики на следующих этапах). Ключевая задача на этом этапе - стабилизировать экономику (вывести из ситуации кризиса) и заложить основы для последующего роста.
2027 - 2035 гг. (9 лет) - наращивание темпов экономического роста, реструктуризация ключевых отраслей экономики, масштабирование стратегических инициатив. В рамках второго этапа планируется сосредоточить внимание на интенсивной трансформации экономики (за счет приоритетных отраслей - автомобильная промышленность, фармацевтическая промышленность, сельское хозяйство и пищевая промышленность, легкая промышленность): усилить региональную R&D и инновационную базу (компетенции и инфраструктуру) и эффекты от нее для экономики и выстроить новые производственные цепочки в регионе. Другим фокусом этапа являются системные изменения в качестве жизни в регионе (трансформация городских центров).
2036 - 2040 гг. (5 лет) - рыночная экспансия, сохранение привлекательности для населения, корректировка стратегического вектора. Третий этап предполагает расширение присутствия Калужской области на внутренних и внешних рынках (в т.ч. предполагается интенсификация экспорта), в т.ч. за счет обновленного продуктового портфеля и сервисов (включая продукцию глубокой переработки). Другим направлением является удержание привлекательности для жителей, в т.ч. за счет масштабирования наиболее успешных практик в разных направлениях социальной политики. Также в рамках этапа предполагается комплексная оценка успешности реализации Стратегии с последующей корректировкой шагов на следующий период.
Реализация Стратегии потребует привлечения значительного объема финансовых ресурсов. Прогнозируемый общий объем прямых инвестиций, необходимый для реализации мероприятий Стратегии (в 2022 - 2040 гг.) по прогрессивному сценарию, составит 6,1 трлн руб. (их источниками станут федеральный бюджет и внебюджетные средства). Общий объем расходов консолидированного бюджета Калужской области в 2022 - 2040 гг. составит 2,9 трлн руб. (областной и местные бюджеты). Ожидается, что наиболее активными с точки зрения привлечения инвестиций секторами станут автомобильная, фармацевтическая, легкая промышленность и агропромышленный комплекс. В целом изменение структуры инвестирования будет синхронизировано со структурными изменениями, происходящими в экономике и социальной сфере региона.
Средства федерального бюджета будут использоваться на осуществление инвестиционных проектов, имеющих федеральное и межрегиональное значение, прежде всего в рамках капиталоемких проектов развития транспортной и инженерной инфраструктуры, высокотехнологичных отраслей хозяйства, а также на проектах и мероприятиях, направленных на развитие социальной инфраструктуры и улучшение качества человеческого капитала Калужской области.
Для реализации целей Стратегии необходимо масштабное привлечение внебюджетных средств отечественных и иностранных (преимущественно из Азиатско-Тихоокеанского региона) инвесторов в проекты на территории Калужской области. В данном вопросе ключевую роль должны сыграть предлагаемые к созданию новые площадки для рекрутинга азиатского капитала, отвечающие последним тенденциям в областях цифровизации и декарбонизации. Несмотря на санкционные ограничения, необходимо установить темпы инвестиционной активности в Калужской области, требуемые для реализации всех запланированных инициатив и мероприятий.
Мониторинг промежуточных результатов реализации инициатив и мероприятий, выполняемых на каждом из трех этапов, будет проводиться по итогам завершения каждого этапа. Возможно внесение корректировок в текст Стратегии в вопросах актуализации перечня конкретных мероприятий, планируемых к реализации до 2040 года.