Автомобильная промышленность является одной из ключевых отраслей экономики Калужской области. В 2020 году на производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов приходилось 33,3% от объемов отгруженной продукции всех обрабатывающих производств. В Калужской области организовано производство различных компонентов автомобилей, включая элементы подвески, кузова, отделки салона, и др. Самые крупные инвестиционные проекты в период 2006 - 2020 годов, которые способствовали формированию существующей структуры промышленного производства Калужской области, были ориентированы на создание автомобильных производств (более 100 млрд рублей инвестиций). Ключевыми инвесторами в автомобильную промышленность Калужской области являлись ООО "ФОЛЬКСВАГЕН Груп Рус", ООО "Пежо Ситроен Мицубиси Автомобили Рус" (ПСМА РУС), АО "Вольво Восток". На 2021 год на предприятиях автомобильной промышленности было занято более 11,7 тыс. человек.
Значимым рыночным трендом является замещение традиционных автомобилей на ДВС на электромобили - к 2030 году электромобили займут 45% глобального рынка (при сохранении текущих норм регулирования).
В сфере развития автомобильной промышленности предстоит сформировать новую отраслевую политику, направленную на концентрацию в регионе компетенций в области последних технологических тенденций, инноваций в автомобильной промышленности.
Основным направлением трансформации автомобильной промышленности Калужской области станет локализация на территории региона новых производств автомобилей (электромобилей и автомобилей на ДВС). Также в регионе уже развиваются собственные производства зарядных станций для электромобилей ("Pandora"). Калужская область должна стать одним из ключевых центров локализации производств электромобилей и зарядной инфраструктуры в Российской Федерации.
Направления трансформации автомобильной промышленности Калужской области:
1. Развитие инфраструктуры реинжиниринга <74> автомобильных компонентов как основного инструмента для формирования компетенций на территории региона в тех направлениях производства, в которых отрасль является наиболее импортозависимой. Приоритетными направлениями для развития инфраструктуры реинжиниринга станут автомобильная электроника, материалы, различные элементы кузова и другие узлы конструкции автомобиля. Инфраструктура для реинжиниринга должна создаваться на базе уже имеющегося кластера автомобилестроения с привлечением компетенций региональных вузов (Обнинский филиал МИФИ, Калужский филиал МГТУ имени Н.Э.Баумана) и предприятий.
________________
<74> Реинжиниринг - это процесс создания новой функциональности, устранения дефицита или восстановления технологии промышленного производства конкретных компонентов, узлов и деталей. Реинжиниринг повторяет процесс разработки детали/компонента/системного узла с нуля, но по скорости опережает его, поскольку уже известны искомые характеристики детали и конечного изделия. Инфраструктура реинжиниринга является инструментом ускоренного освоения технологических компетенций. Примеры инфраструктуры для реинжиниринга: Центр аддитивных технологий (АО "ЦАТ") (Москва, Россия), Лаборатория реверсивного инжиниринга Уичитского государственного университета (Канзас, США), Подразделение по реинжинирингу электроники MCU-CONTROL Electronics (Шеньчжень, Китай).
2. Локализация на территории региона производства автомобилей (электромобилей и автомобилей на ДВС). В регионе уже развиваются собственные производства зарядных станций для электромобилей (например, "Pandora"). Калужская область должна стать одним из ключевых центров локализации производств электромобилей и зарядной инфраструктуры в Российской Федерации.
Эффекты для отрасли к 2040 году:
- рост объема отгруженной продукции предприятий автомобильной промышленности в 8 раз (с 275 млрд руб. в 2020 г. до 2200 млрд руб. к 2040 г.);
- увеличение среднегодовой численности занятых в автомобильной промышленности в 1,5 раза до 15 тыс. чел.;
- открытие не менее 10 новых производств электромобилей и зарядной инфраструктуры (включая зарубежных инвесторов и региональные МСП).