МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ

от 14 октября 2022 года N 369


О ведомственной целевой программе "Совершенствование системы управления общественными финансами Калужской области"

(с изменениями на 10 февраля 2023 года)

(в ред. Приказа Министерства финансов Калужской области от 10.02.2023 N 40)



     Зарегистрировано в Администрации Губернатора Калужской обл. 8 декабря 2022 г. N 12740



В соответствии с постановлением Правительства Калужской области от 26.05.2008 N 210 "Об утверждении Положения о порядке разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ, финансируемых за счет средств областного бюджета" (в ред. постановлений Правительства Калужской области от 31.03.2009 N 111, от 13.12.2011 N 660, от 11.04.2013 N 187, от 14.10.2013 N 541, от 01.09.2014 N 521, от 23.09.2016 N 514, от 31.08.2017 N 486, от 15.05.2019 N 296, от 25.10.2019 N 676) и в целях повышения качества управления общественными финансами в Калужской области


ПРИКАЗЫВАЮ:


1. Утвердить ведомственную целевую программу "Совершенствование системы управления общественными финансами Калужской области" (далее - Программа) (прилагается).


2. Отделам министерства финансов Калужской области обеспечить реализацию Программы.


3. Настоящий Приказ вступает в силу с 1 января 2023 года.


4. Контроль за исполнением данного Приказа оставляю за собой.



Министр финансов
В.И.Авдеева



Приложение
к Приказу
министерства финансов
Калужской области
от 14 октября 2022 г. N 369



ВЕДОМСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ"

(в ред. Приказа Министерства финансов Калужской области от 10.02.2023 N 40)




ПАСПОРТ
 ведомственной целевой программы (ВЦП) "Совершенствование системы управления общественными финансами Калужской области"

Наименование субъекта бюджетного планирования

Министерство финансов Калужской области

Наименование ВЦП

"Совершенствование системы управления общественными финансами Калужской области"

Наименование подразделения, ответственного за реализацию ВЦП

Отдел бюджетов управления по бюджетной политике

Дата и номер нормативного правового акта, которым утверждена ВЦП

Приказ министерства финансов Калужской области от 14.10.2022 N 369

Цель ВЦП

Повышение качества управления региональными и муниципальными финансами

Задачи ВЦП

- Повышение эффективности бюджетных расходов и совершенствование системы управления бюджетным процессом;

- повышение эффективности управления государственным и муниципальным долгом;

- развитие доходного потенциала Калужской области;

- совершенствование финансового контроля и недопущение образования просроченной кредиторской задолженности;

- повышение квалификации государственных гражданских служащих и укрепление кадрового потенциала министерства финансов Калужской области

Сроки реализации ВЦП

2023 - 2025 годы

Целевые индикаторы по годам реализации программы

Наименование индикаторов

2023 год

2024 год

2025 год

1. Степень качества управления региональными финансами, присвоенная Калужской области в рейтинге субъектов Российской Федерации по качеству управления региональными финансами, проводимом Министерством финансов Российской Федерации

Не ниже II степени

Не ниже II степени

Не ниже II степени

2. Доля программных расходов в общем объеме расходов областного бюджета

3. Доля расходов консолидированного бюджета Калужской области, формируемых в рамках программ, в общем объеме расходов консолидированного бюджета Калужской области

4. Сокращение разрыва между муниципальными районами (городскими округами) с минимальным и максимальным уровнем бюджетной обеспеченности при определении дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности

Да

Да

Да

5. Доля расходов за счет средств населения в общем объеме расходов на реализацию инициативных проектов

6. Доля общеобразовательных организаций, находящихся в ведении органов местного самоуправления муниципальных образований Калужской области, в которых реализованы школьные инициативы, в общем объеме общеобразовательных организаций, находящихся в ведении органов местного самоуправления муниципальных образований Калужской области

7. Объем просроченной задолженности муниципальных образований по долговым обязательствам перед областным бюджетом

0 рублей

0 рублей

0 рублей

8. Отношение объема государственного долга к годовому объему налоговых и неналоговых доходов областного бюджета (с учетом высвобождаемых в 2021 - 2024 годах средств, направленных на цели, предусмотренные дополнительными соглашениями с Минфином России о реструктуризации бюджетных кредитов)

9. Отношение объема государственного долга по государственным ценным бумагам и кредитам от кредитных организаций к годовому объему налоговых и неналоговых доходов областного бюджета

10. Отношение расходов на обслуживание государственного долга Калужской области к объему расходов областного бюджета за исключением расходов, осуществляемых за счет субвенций

11. Отношение дефицита областного бюджета к годовому объему доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений при утверждении областного бюджета

12. Доля муниципальных образований Калужской области (муниципальных районов и городских округов), объем муниципального долга которых не превышает утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета безвозмездных поступлений и/или поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений (с учетом особенностей учета муниципального долга по бюджетным кредитам)

100%

100%

100%

13. Доля муниципальных образований Калужской области (муниципальных районов и городских округов), объем расходов на обслуживание муниципального долга которых не превышает 10 процентов объема расходов соответствующего бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций

100%

100%

100%

14. Доля налоговых доходов консолидированного бюджета Калужской области в объеме налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Калужской области

15. Налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета Калужской области на душу населения

Не менее 50,5 тыс. рублей

Не менее 52,5 тыс. рублей

Не менее 54,5 тыс. рублей

16. Отношение количества отмененных судами решений (актов, заключений, предписаний, представлений) по результатам контрольных мероприятий к общему количеству решений по результатам контрольных мероприятий

< 5%

< 5%

< 5%

17. Доля просроченной кредиторской задолженности областного и местных бюджетов в расходах консолидированного бюджета Калужской области

0%

0%

0%

18. Количество государственных гражданских служащих министерства финансов Калужской области, прошедших обучение по программам повышения квалификации

20 чел.

20 чел.

20 чел.

19. Количество обучающих мероприятий, организованных министерством финансов Калужской области с представителями финансовых органов Калужской области

2 ед.

2 ед.

2 ед.

20. Количество студентов, обучающихся в государственных образовательных организациях высшего образования и заключивших с министерством финансов Калужской области договоры о целевом обучении

11 чел.

10 чел.

10 чел.

(в ред. Приказа Министерства финансов Калужской области от 10.02.2023 N 40)

Объемы финансирования: всего, в том числе по годам реализации ВЦП

Источник финансирования

Всего 2023 - 2025 годы (тыс. рублей)

2023 год

2024 год

2025 год

Областной бюджет

9081889,9

3132734,0

3003286,8

2945869,1

Из них:

межбюджетные трансферты

6450233,9

2281146,0

2110864,7

2058223,2



Раздел I. ХАРАКТЕРИСТИКА БАЗОВОГО СОСТОЯНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ


В последние годы в Калужской области осуществлен целый ряд мероприятий, направленных на реформирование системы управления общественными финансами региона, повышение качества управления региональными финансами, повышение эффективности бюджетных расходов, мобилизацию источников доходов и оптимизацию расходных обязательств в Калужской области.


Наиболее важными из них являются: дальнейшее развитие государственной информационной системы "Автоматизированная система управления бюджетным процессом Калужской области" (далее - ГИС "Автоматизированная система управления бюджетным процессом Калужской области") как на областном, так и на муниципальном уровнях, информационной системы централизованного бухгалтерского учета и отчетности Калужской области - ЕЦИС, перевод значительной части расходов областного бюджета (более 95 процентов) на программно-целевой метод планирования и исполнения, осуществление финансового менеджмента, мероприятия, направленные на сокращение уровня долговой нагрузки, повышение наполняемости и налогового потенциала консолидированного бюджета Калужской области.


С 2016 года реализуется Программа финансового оздоровления Калужской области (далее - Программа), утвержденная постановлением Правительства Калужской области от 30.08.2016 N 462 "Об утверждении Программы финансового оздоровления Калужской области" (в ред. постановлений Правительства Калужской области от 23.03.2017 N 151, от 28.09.2018 N 588, от 14.01.2022 N 7, от 12.01.2023 N 13).


(в ред. Приказа Министерства финансов Калужской области от 10.02.2023 N 40)


Реализация вышеуказанных мероприятий позволила повысить качество управления общественными финансами, систематизировать и оптимизировать многие процессы, повысить прозрачность финансовой системы, сделать ее более понятной и доступной не только для непосредственных участников бюджетного процесса, но и для жителей области.


Вместе с тем в сфере управления общественными финансами сохраняется ряд вопросов, которые планируется решить в рамках ВЦП, а именно:


1. Дальнейшее повышение качества управления региональными и муниципальными финансами, совершенствование процедур бюджетного процесса, проведение эффективной долговой политики.


2. Использование административного ресурса, мотивирующего и стимулирующего механизма для обеспечения полного использования доходного потенциала Калужской области.


Качество управления общественными финансами можно оценить с точки зрения его влияния на темпы продвижения к достижению поставленных целей.


В связи с этим необходимость достижения долгосрочных целей социально-экономического развития Калужской области, отражаемых в ежегодных отчетах Губернатора Калужской области о результатах деятельности Правительства Калужской области, повышение требований к эффективности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления Калужской области ставят новые задачи и в области управления общественными финансами.


Комплексный подход к совершенствованию системы управления общественными финансами в рамках ВЦП позволит обеспечить эффективное решение актуальных вопросов развития бюджетной системы Калужской области.



1.1. Вопросы, связанные с повышением эффективности бюджетных расходов и оценки их эффективности


Вопросы, связанные с повышением эффективности бюджетных расходов и оценкой их эффективности, остаются наиболее актуальными.


С 2014 года областной бюджет формируется в программном формате с обособлением расходов на реализацию государственных программ Калужской области. Программный формат областного бюджета позволяет соотнести расходы областного бюджета с целевыми показателями отраслевого развития и оценить эффективность использования финансовых ресурсов. Формирование программного бюджета повысило ответственность всех участников бюджетного процесса за реализацию поставленных задач и достижение конечных результатов.


С 2019 года обеспечена интеграция региональных проектов, направленных на достижение целей и целевых показателей национальных проектов, определенных в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (в ред. Указов Президента Российской Федерации от 19.07.2018 N 444, от 21.07.2020 N 474) и от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" (далее - Указы N 204 и N 474), в государственные программы Калужской области.


Формирование проекта областного бюджета на очередной финансовый год и на плановый период осуществляется исходя из необходимости реализации основных задач - обеспечение долгосрочной устойчивости и сбалансированности бюджетной системы Калужской области, обеспечение роста налоговых и неналоговых доходов областного и местных бюджетов, поставленных в Программе, с учетом ориентирования на достижение национальных целей развития, а с 2022 года также в условиях влияния внешних санкционных ограничений на экономическую ситуацию как в Калужской области, так и в Российской Федерации в целом.


При этом основой формирования проекта областного бюджета является распределение бюджетных ресурсов в прямой зависимости от достижения конкретных результатов.


Вместе с тем долгосрочные стратегические приоритеты должны быть сопоставлены с реальными возможностями областного бюджета. Новые расходные обязательства должны приниматься только на основе тщательной оценки их эффективности и при наличии ресурсов для их гарантированного исполнения в пределах принятых бюджетных ограничений. Этот подход особенно важен при принятии расходных обязательств на долгосрочную перспективу в рамках формирования программного бюджета.


Также в рамках ВЦП проводится комплекс мероприятий по контролю за недопущением возникновения просроченной задолженности по обязательствам Калужской области. В результате проведенной работы с 2016 года и по настоящее время просроченная кредиторская задолженность в целом по консолидированному бюджету Калужской области отсутствует. Вместе с тем необходимо в дальнейшем продолжить проведение мониторинга просроченной кредиторской задолженности консолидированного бюджета Калужской области в целях ее недопущения.



1.2. Вопросы, связанные с повышением качества управления региональными и муниципальными финансами, совершенствования процедур бюджетного процесса, проведения эффективной долговой политики


В последние годы предприняты активные меры по повышению эффективности государственного и муниципального управления, оптимизации бюджетных расходов и повышению качества управления региональными финансами и осуществления бюджетного процесса в Калужской области.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»