Раздельное накопление и сбор ТКО являются необходимым условием достижения цели создания устойчивой системы обращения с ТКО.
В соответствии с целевыми показателями Национального проекта "Экология", сформированного во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" увеличение доли ТКО, направленных на обработку в общем объеме образованных ТКО, должно составлять:
N п/п | Цель целевой показатель | Период (Год) | |||||
2019 | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 | 2024 | ||
1 | Доля твердых коммунальных отходов, направленных на обработку в общем объеме образованных твердых коммунальных отходов, % | 12 | 27 | 38 | 40 | 55 | 60 |
В населенных пунктах Зоны 2 (Юг) численностью более 10 тыс. человек, проживает 53% от всего населения Иркутской области (2 375 021), а именно:
N | Муниципальные образования | Численность населения |
1 | г. Иркутск | 617 515 |
2 | г. Ангарск | 235 114 |
3 | г. Зима | 30 337 |
4 | г. Саянск | 38 899 |
5 | г. Свирск | 12 686 |
6 | г. Тулун | 38 466 |
7 | г. Усолье-Сибирское | 75 062 |
8 | г. Черемхово | 49 933 |
9 | г. Бодайбо | 11 483 |
10 | г. Слюдянка | 18 486 |
11 | г. Байкальск | 13 169 |
12 | г. Шелехов | 48 317 |
13 | р.п. Маркова | 35 352 |
14 | с. Хомутово | 20 627 |
15 | п. Усть-Ордынский | 15 398 |
ВСЕГО | 1 260 844 |
С учетом данного обстоятельства, для достижения вышеуказанной цели Национального проекта "Экология", представляется целесообразным создать инфраструктуру раздельного накопления отходов в указанных населенных пунктах.
Так, региональным оператором Зоны 2 (Юг) ООО "РТ-НЭО Иркутск" была проведена оценка стоимости внедрения раздельного сбора ТКО в указанных населенных пунктах, а именно:
N | Наименование | Количество/ Стоимость | 2022 | 2023 | 2024 | Всего |
1 | Инфраструктура сбора ТКО (контейнеры ТКО/Бункеры КГО) | ед. | 2 672 | 2056 | 1056 | 5 784 |
2 | Инфраструктура РСО (контейнеры) | ед. | 8 208 | 5742 | 1587 | 15 537 |
3 | Строительство / Модернизация КП | ед. | 2 522 | 1084 | 528 | 4 134 |
4 | Стоимость | млн. руб. | 584,3 | 399,6 | 121,3 | 1 105,21 |
________________
* подробная информация об оценка приведена в приложении 4.4*.
________________
* Приложение 4.4 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.
Создание инфраструктуры накопления ТКО, в том числе раздельного их накопления, в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (п. 18 ст. 14 п. 14 ст. 15, п. 24 ст. 16, в редакции Федерального закона от 31.12.2007 N 503-ФЗ), Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (ст. 8 в редакции Федерального закона от от 31.12.2007 N 503-ФЗ) ч. 12 ст. 2 Закона Иркутской области от 03.11.2016 N 96-ОЗ "О закреплении за сельскими поселениями Иркутской области вопросов местного значения" (в ред. от 08.05.2018) - это полномочия органов МСУ, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Под "другими лицами" оговариваемых правоотношений понимаются хозяйствующие субъекты всех форм собственности (УК, ТСЖ, ТСН, СНТ/ДНТ, ИП, ООО, АО и др., а также физические лица, самостоятельно осуществляющие управление МКД без привлечения УК), которые в том числе осуществляют управление жилым фондом.
Важно, что юридические лица являются собственниками значительной части контейнерных площадок, которые также необходимо модернизировать для обеспечения возможности раздельного накопления отходов. Так, например, на территории г. Иркутска, расположено 4799 контейнерных площадок из которых в казне администрации г. Иркутска насчитывается всего около 1100 ед., что составляет всего 23% от общего количества контейнерных площадок.
Кроме контейнерных площадок раздельно собранные ТКО принимаются в нижеследующих пунктах приема вторичного сырья (Таблица 4.1).
Таблица 4.1. Пункты приема вторичного сырья в Иркутской области