В последние годы проблема сбора и утилизации отслуживших автомобилей и изношенных компонентов становится все более актуальной для многих регионов России. В настоящее время ни в одном из регионов России не сформирована эффективная система утилизации автомобилей, нет развитой инфраструктуры авторециклинга. При выполнении работ, связанных с ремонтом, техобслуживанием, мойкой автомобилей, происходит накопление изношенных деталей: шин, аккумуляторных батарей, стекла, металлических и полимерных изделий, отработанного масла и других эксплуатационных жидкостей.
Сбор и обработку отслуживших автотранспортных средств могут осуществлять специализированные предприятия, выполняющие определенные технические требования, в том числе имеющие в наличии:
1. определенные зоны с влагонепроницаемыми поверхностями и оборудованием для сбора жидкостей, отстойниками и очистителями;
2. оборудование для обработки и очистки воды, включая дождевую воду, в соответствии с санитарными нормами и нормами по защите окружающей среды;
3. соответствующие контейнеры для хранения масляных фильтров и аккумуляторных батарей (с нейтрализацией электролита на месте или на другом участке);
4. соответствующие емкости для раздельного хранения жидкостей, слитых с отслуживших свой срок автомобилей: топливо, моторное масло, трансмиссионное масло, масло для гидравлических систем, охлаждающие жидкости, тормозные жидкости, аккумуляторные кислоты, жидкости систем кондиционирования воздуха, любые другие жидкости, содержащиеся в автомобиле;
5. соответствующие места хранения для использованных шин, удовлетворяющие требованиям пожарной безопасности;
6. возможность хранения без повреждения всех компонентов, содержащих жидкости, а также компонентов, предназначенных для повторного использования как запасные части.
Существует несколько технологий переработки (в основном автомобильных аккумуляторов), которые представляют собой производство, где происходит разделка аккумуляторов, слив токсичных жидкостей с последующей нейтрализацией (регенерацией), удаление соединения свинца. Оставшиеся части отправляются на высоко или низкотемпературное восстановление (переплавку).
Производственная деятельность подобных предприятий заключается в приеме автомобиля на утилизацию, оформлении необходимой документации и проведении первичных операций по демонтажу автомобиля, в том числе:
- демонтаж и подготовка к продаже запасных частей,
- слив технических жидкостей и передача части из них на регенерацию (масла),
- демонтаж и продажа на переработку/передача на размещение стекол,
- демонтаж и продажа на переработку аккумуляторов,