Действующий

Об утверждении муниципальной программы "Развитие институтов гражданского общества в городе Ярославле" на 2023 - 2028 годы (с изменениями на 19 июля 2024 года)



I. Общая характеристика сферы реализации муниципальной программы


Одним из основных институтов гражданского общества являются некоммерческие организации, поскольку они позволяют снизить нагрузку государственных органов, разрешая различные проблемы, существующие в обществе. Деятельность некоммерческих организаций позволяет гражданам реализовывать благотворительные, социальные, образовательные, научные, культурные и спортивные проекты, способствует осуществлению защиты прав отдельных категорий граждан и реализации иных социальных функций. Вовлекая в свою деятельность граждан, некоммерческие организации активнее включаются в решение актуальных задач, стоящих перед обществом и государством.


Деятельность СОНКО оказывает значительное влияние на развитие гражданского общества, в связи с чем на федеральном, региональном и местном уровнях действуют программы поддержки деятельности указанных организаций. Форма поддержки СОНКО может быть представлена в нескольких видах: финансовая поддержка, имущественная поддержка, консультационная поддержка и другие. Финансовая поддержка СОНКО осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов. В настоящее время СОНКО стали важной составляющей общественно-политического и экономического развития города.


По данным Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ярославской области, по состоянию на 31.12.2021 на территории Ярославской области действовала 1891 СОНКО, ведущая работу с различными категориями граждан, 1003 из которых зарегистрированы на территории города Ярославля.


В городе Ярославле муниципальная программа, предусматривающая оказание поддержки СОНКО, действует с 2014 года. За годы реализации муниципальной программы внедрены новые формы поддержки органов ТОС, казачьих обществ, предусмотрено оказание адресной помощи ветеранским организациям и организациям, взаимодействующим с людьми с ограниченными возможностями здоровья.


Одним из важных направлений работы в сфере патриотического воспитания является поддержка казачьих обществ, которые действуют в городе Ярославле более 10 лет. Вместе с тем только в последние годы их деятельность стала носить системный характер, выстроена четкая организационная структура и механизмы взаимодействия с органами публичной власти. В соответствии со Стратегией государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества на 2021 - 2030 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 09.08.2020 N 505 (далее - Стратегия государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества), деятельность казачьих обществ направлена на патриотическое воспитание подрастающего поколения. В настоящее время казаки активно сотрудничают с органами городского самоуправления и правоохранительными органами в целях обеспечения правопорядка и безопасности при проведении общественных мероприятий на территории города Ярославля.


Развитие органов ТОС является одним из приоритетных направлений в деятельности мэрии города Ярославля. По состоянию на 01.07.2022 в городе Ярославле действуют 64 ТОС без образования юридического лица. ТОС активно участвуют в жизни города, занимаются решением проблем в сфере благоустройства в границах соответствующих территорий, проводят культурно-массовые мероприятия и субботники, оказывают помощь людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, взаимодействуют с правоохранительными органами в целях предотвращения совершения правонарушений. В городе реализуется целый комплекс мероприятий, в ходе которых органам ТОС оказывается организационная, информационная, финансовая поддержка, направленная на повышение информированности жителей города о деятельности ТОС и увеличение количества жителей города, вовлеченных в их деятельность.


(в ред. Постановления Мэрии г. Ярославля от 19.07.2024 N 664)


Среди основных проблем, связанных с функционированием СОНКО, казачьих обществ и органов ТОС, можно выделить:


- недостаток финансирования деятельности СОНКО, казачьих обществ и органов ТОС;


- отсутствие материально-технической базы;


- низкие профессиональные навыки руководителей и специалистов СОНКО и казачьих обществ, а также членов органов ТОС при планировании и реализации социально значимых проектов;


- недостаточный уровень участия жителей города в деятельности СОНКО, казачьих обществ и органов ТОС.


При реализации муниципальной программы могут возникнуть следующие риски:


- изменения федерального и регионального законодательства в сфере реализации муниципальной программы, способом минимизации которых может являться проведение регулярного мониторинга планируемых изменений законодательства, внесение изменений в муниципальную программу;