Одним из основных институтов гражданского общества являются некоммерческие организации, поскольку они позволяют снизить нагрузку государственных органов, разрешая различные проблемы, существующие в обществе. Деятельность некоммерческих организаций позволяет гражданам реализовывать благотворительные, социальные, образовательные, научные, культурные и спортивные проекты, способствует осуществлению защиты прав отдельных категорий граждан и реализации иных социальных функций. Вовлекая в свою деятельность граждан, некоммерческие организации активнее включаются в решение актуальных задач, стоящих перед обществом и государством.
Деятельность СОНКО оказывает значительное влияние на развитие гражданского общества, в связи с чем на федеральном, региональном и местном уровнях действуют программы поддержки деятельности указанных организаций. Форма поддержки СОНКО может быть представлена в нескольких видах: финансовая поддержка, имущественная поддержка, консультационная поддержка и другие. Финансовая поддержка СОНКО осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов. В настоящее время СОНКО стали важной составляющей общественно-политического и экономического развития города.
По данным Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ярославской области, по состоянию на 31.12.2021 на территории Ярославской области действовала 1891 СОНКО, ведущая работу с различными категориями граждан, 1003 из которых зарегистрированы на территории города Ярославля.
В городе Ярославле муниципальная программа, предусматривающая оказание поддержки СОНКО, действует с 2014 года. За годы реализации муниципальной программы внедрены новые формы поддержки органов ТОС, казачьих обществ, предусмотрено оказание адресной помощи ветеранским организациям и организациям, взаимодействующим с людьми с ограниченными возможностями здоровья.
Одним из важных направлений работы в сфере патриотического воспитания является поддержка казачьих обществ, которые действуют в городе Ярославле более 10 лет. Вместе с тем только в последние годы их деятельность стала носить системный характер, выстроена четкая организационная структура и механизмы взаимодействия с органами публичной власти. В соответствии со Стратегией государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества на 2021 - 2030 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 09.08.2020 N 505 (далее - Стратегия государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества), деятельность казачьих обществ направлена на патриотическое воспитание подрастающего поколения. В настоящее время казаки активно сотрудничают с органами городского самоуправления и правоохранительными органами в целях обеспечения правопорядка и безопасности при проведении общественных мероприятий на территории города Ярославля.
Развитие органов ТОС является одним из приоритетных направлений в деятельности мэрии города Ярославля. По состоянию на 01.07.2022 в городе Ярославле действуют 64 ТОС без образования юридического лица. ТОС активно участвуют в жизни города, занимаются решением проблем в сфере благоустройства в границах соответствующих территорий, проводят культурно-массовые мероприятия и субботники, оказывают помощь людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, взаимодействуют с правоохранительными органами в целях предотвращения совершения правонарушений. В городе реализуется целый комплекс мероприятий, в ходе которых органам ТОС оказывается организационная, информационная, финансовая поддержка, направленная на повышение информированности жителей города о деятельности ТОС и увеличение количества жителей города, вовлеченных в их деятельность.
(в ред. Постановления Мэрии г. Ярославля от 19.07.2024 N 664)
Среди основных проблем, связанных с функционированием СОНКО, казачьих обществ и органов ТОС, можно выделить:
- недостаток финансирования деятельности СОНКО, казачьих обществ и органов ТОС;
- отсутствие материально-технической базы;
- низкие профессиональные навыки руководителей и специалистов СОНКО и казачьих обществ, а также членов органов ТОС при планировании и реализации социально значимых проектов;
- недостаточный уровень участия жителей города в деятельности СОНКО, казачьих обществ и органов ТОС.
При реализации муниципальной программы могут возникнуть следующие риски:
- изменения федерального и регионального законодательства в сфере реализации муниципальной программы, способом минимизации которых может являться проведение регулярного мониторинга планируемых изменений законодательства, внесение изменений в муниципальную программу;