Одним из ключевых приоритетов Стратегии социально-экономического развития города Ярославля является повышение качества жизни горожан. Важнейшим направлением в данной сфере выступает переселение граждан из аварийного жилищного фонда.
За период реализации аналогичной МП в 2019 - 2021 годах в городе Ярославле расселено 12,3 тыс. кв. м аварийного жилья. Улучшили свои жилищные условия 729 человек.
Мониторинг состояния жилищного фонда на территории города Ярославля показал, что по состоянию на 01.01.2022 общая площадь жилых помещений в многоквартирных домах, которые признаны в установленном порядке до 01.01.2017 аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации, составляет 26,3 тыс. кв. м.
В основном это малоэтажные (до 3 этажей) строения. При этом 32% аварийного фонда города Ярославля - жилье, являющееся муниципальной собственностью, занимаемое на условиях социального найма.
Из-за несоответствия требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, аварийное жилье не только не обеспечивает комфортное проживание граждан, но и создает угрозу для жизни и здоровья проживающих в нем людей. Владельцы такого жилья не могут получать полный набор жилищно-коммунальных услуг надлежащего качества, в полной мере реализовать свои права на управление жилищным фондом, предусмотренные действующим жилищным законодательством. Аварийные дома ухудшают внешний облик города, сдерживают развитие инфраструктуры, что снижает инвестиционную привлекательность территорий.
Одной из важнейших проблем жилищного фонда города Ярославля остается проблема ликвидации аварийного жилья.
Основными причинами возникновения аварийного жилья являются:
- естественное старение зданий;
- приемка в муниципальную собственность ведомственного жилищного фонда, находившегося в неудовлетворительном состоянии;
- нехватка бюджетных средств для надлежащего финансирования капитального ремонта и текущего содержания муниципального жилищного фонда.
Достижение цели, поставленной в МП, сопряжено с определенными рисками:
- финансово-экономические изменения на рынке жилья, а также в отрасли жилищного строительства;
- изменения нормативной стоимости 1 кв. м жилья;
- бюджетные риски, связанные с дефицитом бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;