Действующий

Об утверждении муниципальной программы "Муниципальное управление в городе Ярославле" на 2023 - 2025 годы (с изменениями на 20 мая 2024 года)



I. Общая характеристика сферы реализации муниципальной программы


Успешное социально-экономическое развитие территории муниципального образования зависит от форм и методов муниципального управления. В широком смысле понятийного аппарата муниципальное управление - это целостное воздействие местных органов власти на общественную жизнедеятельность населения муниципального образования в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, а также эффективного использования территориального потенциала.


Применительно к муниципальной программе под муниципальным управлением понимается процесс исполнения муниципальными служащими управленческих функций в соответствующих отраслях городского хозяйства с привлечением современных информационно-коммуникационных технологий и во взаимодействии с межмуниципальным сообществом.


В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 25-ФЗ) профессионализм и компетентность муниципальных служащих относятся к основным принципам муниципальной службы. Только с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего законодательство Российской Федерации связывает возможность конкуренции при замещении должностей муниципальной службы, указывая на основную обязанность муниципального служащего поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей. В свою очередь, в соответствии с положениями Федерального закона N 25-ФЗ кадровая работа в муниципальном образовании должна обеспечивать:


- формирование кадрового состава органов местного самоуправления из числа высококвалифицированных специалистов;


- назначение на должности муниципальной службы исходя из профессиональных качеств и компетентности соискателей;


- подготовку кадров для муниципальной службы и дополнительное профессиональное образование муниципальных служащих.


Последнее с 2007 года является одним из полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.


В рамках реализации муниципальной программы "Развитие муниципальной службы и международного муниципального сотрудничества в системе городского самоуправления" на 2017 - 2022 годы удалось сохранить высокий уровень подготовки основного кадрового состава органов городского самоуправления. Мэрией города Ярославля была разработана трехуровневая модульная система обучения муниципальных служащих базовым и профессиональным компетенциям, которая успешно реализуется на базе МАУ "ИРСИ". С 2015 года МАУ "ИРСИ" системно выполняет функции по комплексной оценке соответствия соискателей квалификационным требованиям на должности в системе муниципального управления. Наряду с оценкой компетенций для отдельных групп должностей оцениваются психологические и личностные особенности претендентов. По результатам оценки для соискателей, ставших муниципальными служащими, реализуются адаптационные программы. Помимо МАУ "ИРСИ" к обучению муниципальных служащих привлекаются вузы города. В 2021 году прошли повышение квалификации 191 человек, или 17,3% муниципальных служащих. Высокий процент по обучению был достигнут за счет учебных мероприятий, проведенных в дистанционном формате и в формате учебных семинаров и тренингов. Однако дистанционные программы, позволяющие проходить обучение одновременно значительному количеству слушателей, из-за трудоемкого и дорогого процесса актуализации их содержания в перспективе потребуют дополнительных финансовых ресурсов на обновление. В ином случае доля муниципальных служащих, повышение квалификации которым возможно обеспечить за счет средств городского бюджета, снизится до ожидаемых 12 - 14%.


Учитывая, что повышение квалификации муниципальных служащих не исчерпывается какими-либо ограничениями по формату работы, трудности разработки и актуализации учебного инструментария не относятся к существенным сдерживающим факторам профессионального развития кадров. На современном этапе из числа проблем профессионализации кадров следует выделить:


- низкое качество общеобразовательной подготовки молодых специалистов - соискателей должностей в системе муниципального управления и муниципальной службы, особенно по русскому языку, что предполагает необходимость их дополнительной подготовки уже в процессе работы;


- культивирование в обществе негативного представления о муниципальных (государственных) служащих. Отрицательный образ чиновника осознается общественностью и служащими как дискриминация по признаку места работы. Данный социальный конфликт в одном случае препятствует притоку на службу высокопрофессиональных кадров, в другом - демотивирует уже работающих, снижает эффективность труда, способствует профессиональному выгоранию.


Для изменения ситуации настоящей муниципальной программой предусматриваются меры по преодолению негативных обобщений о системе муниципальной службы и формированию социально одобряемого реалистичного представления о служебной деятельности и служащих, расширение программ обучения за счет включения в их число коррекционных, направленных на выявление особенностей личности, способствующих или препятствующих служебной деятельности, включая пороговые состояния и снятие фактора профессионального выгорания.


Существенную роль в повышении уровня профессионализма муниципальных служащих играет эффективное использование ресурса побратимских, партнерских отношений с иностранными и российскими городами, так как центральным содержанием этих отношений является обмен опытом муниципального управления, наряду с совместной наработкой лучших практик взаимодействия с гражданским обществом и территориального общественного самоуправления.


Вследствие этого осуществление межмуниципальных, в том числе международных, связей занимает приоритетное место в ряду задач муниципального управления и характеризует пространственный аспект развития местного самоуправления.