Действующий

О Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2036 года с целевыми ориентирами до 2050 года



Введение


Актуализация Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2030 года (далее - Стратегия - 2030) обусловлена необходимостью ее адаптации к изменившимся под влиянием внутренних и внешних факторов социально-экономическим условиям, в том числе связанным с выполнением задач, закрепленных в ежегодных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, актах Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, и содержащих основные направления и цели социально-экономической политики Российской Федерации, социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, приоритеты и цели регионального развития Российской Федерации, а также принятием документов стратегического планирования на федеральном уровне, включая отраслевые стратегии.


Научно-методологические подходы к разработке Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2036 года с целевыми ориентирами до 2050 года (далее также - Стратегия - 2050) и обосновывающих материалов основаны на:


концептуальных подходах формирования стратегических задач и ключевых направлений, подчиненных императиву выработки и внедрения новшеств (инноваций) в экономику Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее также - автономный округ): раскрепощению энергии инновационного предпринимательства в местном сообществе, внедрению приоритетов новой промышленной политики и инновационного поиска, развитию поддерживающей эти процессы предпринимательской и инновационной инфраструктуры;


концептуальных подходах к изучению северной экономики, нового этапа развития теории освоения северных территорий (теории хозяйственного освоения районов Севера), в том числе при формировании основ пространственного развития автономного округа;


исследовании потенциала ареала расселения и использовании методов изучения его пространственно-иерархической структуры, центрографического метода анализа системы расселения, применении методики картографирования системы расселения пространственного развития автономного округа;


получении и анализе данных дистанционного зондирования земли (космоснимки и отрофотопланы) для формирования топографических материалов по линейным объектам, экологическому развитию и изучения агломерационных процессов;


методологических установках, нацеленных на поиск и развитие потенциала синергии межотраслевого взаимодействия, развитие импортозамещения, внедрение и адаптацию лучших практик стратегического управления регионом.


Кроме того, методологические подходы предусматривали активное вовлечение в процесс инициирования и оценки стратегических идей и проектов Стратегии - 2050 заинтересованных лиц (стейкхолдеров) из числа ключевых участников стратегического планирования (бизнес, государственное и муниципальное управление, представители законодательной власти и системообразующих предприятий автономного округа, научные деятели, общественные деятели и др.).


Научная новизна исследования заключается в разработке адекватных реалиям российской экономики методологических основ стратегического программирования роста, позволяющих существенно усовершенствовать с помощью широкого спектра экономико-статистических и экономико-математических методов процесс перспективного управления динамикой макроэкономических показателей. Модифицирован методологический подход к генерации концептуальных основ, направлений и механизмов проведения государственной политики управления экономическим развитием посредством введения в анализ как структурных, так и циклических факторов воспроизводственных процессов, а также построения эмпирических приложений, позволяющих решать весь спектр прикладных задач стратегического программирования макроэкономической динамики - от количественной оценки ее ограничений и сценарного прогнозирования до формирования целевых вариантов развития и обоснования пакета мер государственного управления, призванных обеспечить достижение намеченных ориентиров.


Кроме того, новизна исследования состоит в подготовке нового вектора пространственного развития территории автономного округа с учетом фронтирного цикла и управления агломерационными процессами. Научные исследования опирались на результаты новых и ранее проведенных камеральных и полевых исследований, в том числе экспедиционных исследований агломерационных процессов в регионе.


Формирование модели и нового вектора пространственного развития опиралось на собственные методы и методологии: экономико-математического баланса отраслей, трансформации концепции фронтирного цикла, центр-периферийной парадигмы, обновленного кластерного подхода, опорного каркаса расселения, социальной связности пространства. Это позволило более точно выявить специфику и подготовить предложения по нивелированию проблемных сторон социально-экономического развития автономного округа.


Реализация сформулированных в Стратегии - 2050 стратегических целей обеспечивается разработанным пакетом флагманских и опорных проектов развития, которые определены в русле новых трендов на ускоренное развитие экономики, инноваций и повышение уровня цифровизации. Состав проектов развития подготовлен в контексте перспектив формирования нового технологического уклада, роста числа технологических переделов и создания в автономном округе новых технологических цепочек с увеличением добавленной стоимости производимой продукции, с учетом активного включения муниципальных образований автономного округа.