Действующий

О Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2036 года с целевыми ориентирами до 2050 года



2.3. Инфраструктурный сектор и особенности пространственного развития автономного округа

Характеристика транспортной инфраструктуры



Транспортное положение региона можно охарактеризовать как транзитное. Основное направление транзита - "Север - Юг" (связь Ямало-Ненецкого автономного округа (далее также - ЯНАО) с Тюменской и Свердловской областями) отражает освоение территорий автономного округа и ЯНАО в качестве ресурсных регионов. В последние годы прослеживается формирование нового транзитного направления - "Запад - Восток", но в современных условиях широтный транзит не ярко выражен ввиду наличия исключительно активных внутрирегиональных транспортных потоков (между крупными городами, расположенными вдоль среднего течения Оби).


Изначально основным транспортом и каркасом для формирования системы расселения служили реки. Речной транспорт и до настоящего времени играет важную роль для многих населенных пунктов, расположенных на крупных судоходных реках Оби и Иртыше, особенно в летний период. В то же время данный вид транспорта позволяет связать автономный округ с другими регионами, расположенными в Обь-Иртышском бассейне.


При этом необходимо стимулировать дальнейшее развитие грузовых и пассажирских перевозок внутренним водным транспортом в целях обеспечения доступа к удаленным и труднодоступным территориям (включая Северный завоз) в условиях, когда внутренние водные перевозки являются единственным и безальтернативным источников связанности территорий автономного округа.


Следует обеспечить реализацию политики увеличения грузопотоков на внутреннем водном транспорте, которая обусловлена необходимостью сокращения нагрузки на сеть автомобильных и железнодорожных дорог за счет переключения крупнотоннажных и инертных грузов по ряду направлений.


Железные дороги оказывают значительное влияние на развитие автономного округа, но не интегрированы между собой, а представлены 3 изолированными линиями: Тюмень - Тобольск - Пыть-Ях - Сургут - Когалым - Новый Уренгой, с ответвлением на Нижневартовск, Екатеринбург - Серов - Ивдель - Советский - Нягань - Приобье, с ответвлением на Агириш, Екатеринбург - Тавда - Усть-Аха. Такая конфигурация сети железных дорог явилась следствием ресурсной специализации региона и была ориентирована на вывоз ресурсов. В настоящее время железнодорожный транспорт региона также ориентирован в большей степени на связь с другими регионами. С учетом сложившейся геополитической ситуации и необходимостью переформатирования в стране логистических цепочек требуется расширение сети железных дорог автономного округа: строительство линий Полуночное - Обская - Салехард (в соответствии со схемой территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта (железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного транспорта) и автомобильных дорог федерального значения, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2013 года N 384-р) (вдоль восточного склона Уральских гор, Приобье - Салым и Нижневартовск - Усть-Илимск (последние 2 - части проекта Северо-Сибирской железнодорожной магистрали, которая могла бы усилить широтный транзит через автономный округ).


Авиационный транспорт в регионе крайне важен с точки зрения формирования связей как в межрегиональном, так и во внутрирегиональном пространстве ввиду слабой транспортной доступности отдельных населенных пунктов и региона в целом. В автономном округе действует 9 аэропортов, 3 из которых - международные. Основным видом транспорта является автомобильный.


Характеристика энергетической инфраструктуры



Электроэнергетическая система автономного округа входит в состав энергосистемы Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов и имеет связи с энергосистемами Ямало-Ненецкого автономного округа, Тюменской областью, а также с энергосистемами Свердловской и Томской областей на основании распоряжения Правительства автономного округа от 30 апреля 2021 года N 217-рп "Об одобрении схемы и программы развития электроэнергетики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на период до 2026 года". В автономном округе имеются районы, питание которых осуществляется от источников электроэнергии, работающих изолированно от Единой энергетической системы России (далее - ЕЭС России). Электроэнергетика автономного округа представлена электрическими сетями класса 500 кВ и ниже. Энергорайоны, работающие изолированно от ЕЭС России, представлены сетью 35 кВ и ниже и содержат большой объем распределенной генерации, базирующейся на автономных дизельных и газотурбинных электростанциях.


Электроснабжение городов и населенных пунктов автономного округа обеспечивают 23 предприятия коммунальной энергетики, которые обслуживают линии электропередачи классом напряжения 0,4 - 35 кВ протяженностью порядка 16 тыс. км и более 5 150 шт. трансформаторных подстанций классом напряжения 6 (10) - 35 кВ.


Схема электроснабжения потребителей электроэнергетических сетей (далее - ЭЭС) автономного округа состоит из 6 энергорайонов: Нефтеюганский, Нижневартовский, Когалымский, Урайский, Няганский.


Энергоемкость валового регионального продукта (килограмм условного топлива на 10 тыс. руб.) в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре продолжила снижение и в отчетном периоде (начиная с 2016 года - 179,5 кг условного топлива на 10 тыс. руб., в 2017 году - 156,17 кг у.т. на 10 тыс. руб.), что свидетельствует об успешности реализуемых в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре мероприятий по повышению энергетической эффективности и энергосбережению.


Структура потребления электроэнергии Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отличается спецификой региона: велика доля расхода электроэнергии на добычу полезных ископаемых - более 87%. Потери электроэнергии в сетях относительно других регионов Российской Федерации не велики - менее 6%.


Большая часть вырабатываемой электроэнергии в автономном округе производится на тепловых электростанциях. Их суммарная установленная мощность по состоянию на 1 апреля 2021 года составила 14 193,3 МВт.


Развитие информационных и коммуникационных технологий и информационного общества



По состоянию на 2021 год, несмотря на сложные природно-климатические условия и специфику логистики, регион входит в число лидеров по уровню развития информационного общества.