1. Серьезной проблемой для населения любого крупного города, и Челябинска в частности, является проблема экстремистских проявлений, антитеррористической уязвимости и необходимость создания действенного механизма профилактики и предупреждения терроризма и экстремизма.
В качестве стратегического направления в деятельности по обеспечению защиты граждан от негативного воздействия со стороны экстремистски настроенных лиц, защиты граждан, их жизни и здоровья от возможных на территории города террористических актов, а также их последствий, определено развитие комплексной системы профилактики терроризма и экстремизма.
Необходимость решения проблемы программными методами обусловлена наличием в городе Челябинске следующих факторов: географическое приграничное положение областного центра, многонациональный состав населения, многочисленные нарушения миграционного законодательства Российской Федерации, криминальная активность неформальных движений экстремистской направленности.
Второй серьезной проблемой для населения такого крупного города, как Челябинск, является проблема высокого уровня преступности и необходимость создания действенного механизма профилактики и предупреждения противоправных проявлений.
В качестве стратегического направления в деятельности по обеспечению безопасности граждан, защиты их жизни, здоровья и имущества от противоправных посягательств Президент Российской Федерации поручил рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации совместно с Министерством внутренних дел Российской Федерации разработать и принять программы профилактики преступлений и иных правонарушений, предусмотрев в них:
1) максимальное использование потенциала законодательства в сфере профилактики правонарушений, социальной защиты и правового воспитания;
2) устранение причин и обстоятельств совершения преступлений и других правонарушений;
3) организацию спортивной, досуговой работы по месту жительства и учебы несовершеннолетних и молодежи;
4) совершенствование профилактики алкогольной и наркотической зависимости населения, включая обеспечение их бесплатного анонимного лечения;
5) финансирование мероприятий программы профилактики правонарушений.
Преступность в городе Челябинске, несмотря на принимаемые меры, остается одним из главных факторов, препятствующих проведению социально-экономических преобразований, подрывающих авторитет органов власти и с этой точки зрения, представляющих реальную угрозу безопасности города.
При этом значительную долю из общего количества зарегистрированных в городе преступлений составляют преступления, совершенные на улицах и в жилых массивах.
За 12 месяцев 2021 года в городе Челябинске зарегистрировано 26669 преступлений, что на 5,2 % больше, чем за 2020 год (25328). Уровень преступности в городе Челябинске в 2021 году составил 221,80 преступления на 10 тыс. человек населения. Структура преступности существенно не изменилась и остается достаточно стабильной на протяжении более 10 лет.
Для кризисных периодов характерно обострение криминальной обстановки, что связано с ростом социальной напряженности, обусловленным безработицей, задержками выплаты заработной платы, ростом так называемых "ситуационных" преступлений, причем эти явления имеют кумулятивный характер, то есть при имеющемся спаде кризисных проявлений, ситуационная преступность будет продолжать расти.