Действующий

О Прогнозе социально-экономического развития Республики Хакасия на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов (с изменениями на 28 декабря 2022 года)



Торговля и услуги населению


В 2021 году наблюдалась позитивная тенденция адаптации бизнеса и жителей Хакасии к новым условиям, одним из результатов которой стало восстановление потребительского спроса после его заметного снижения в 2020 году.


В 2021 году через все каналы продаж было реализовано товаров и оказано платных услуг населению на 126,1 млрд рублей. В структуре ВРП в 2021 году торговля и услуги населению по-прежнему занимали значительную долю - 44,3% (2020 год - 49,8%).


Потребительские цены на все товары и услуги в республике в декабре 2021 года по отношению к декабрю 2020 года увеличились на 10,2% (декабрь 2020 года к декабрю 2019 года - на 6,0%). Непродовольственные товары подорожали - на 11,6%, продовольственные товары - на 11,5%, платные услуги населению - на 4,9%.


Причины, повлиявшие на ускорение потребительских цен в 2021 году: отдаленность республики от федерального центра (проблемы с логистикой); повышение затрат на ГСМ; недостаточное финансирование госпрограмм по развитию промышленного производства, а также отсутствие в товаропроизводящей цепочке республики крупных трейдеров, закупающих товары непосредственно от заводов изготовителей, в связи с чем увеличивается количество посредников в доставке товара от производителя к конечному потребителю (региональные оптовые предприятия закупают товар у трейдеров, а потом реализуют его в розницу).


К концу 2022 года индекс потребительских цен на товары и услуги оценивается на уровне 12,8% (декабрь 2022 года к декабрю 2021 года), к концу 2025 года по базовому варианту - 4,3%.


В целях сдерживания роста цен в регионе Министерство экономического развития Республики Хакасия использует рыночные и экономические механизмы влияния, такие как:


сокращение цепочки посредников путем организации прямого взаимодействия сельхозтоваропроизводителей с менеджментом торговых сетей (проведение ярмарок; развитие нестационарной торговли (предоставление крестьянским (фермерским) хозяйствам, гражданам, ведущим личные подсобные хозяйства, льготных нестационарных торговых мест (50%);


проведение стратегических сессий;


проработка проекта "Агроконтракты", позволяющего местным овощеводам выйти в сети с обеспечением заблаговременного заказа необходимых объемов, аренды хранилищ за счет сети, оказания сетью услуг по закладке, калибровке, выборке, фасовке и приемке по качеству прямо на складе;


расширение возможностей сбыта продукции местных производителей товаров и снижение себестоимости их продукции в рамках господдержки; поддержка малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) в рамках национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы" посредством оказания финансовых (льготных) и нефинансовых мер государственной поддержки через созданные институты развития МСП.


Оборот розничной торговли за 2021 год составил 103,2 млрд рублей и увеличился в сопоставимых ценах к 2020 году на 0,4%, на душу населения приходилось 194,6 тыс. рублей. В структуре потребительского рынка оптовая и розничная торговля занимала 81,8%.


Наибольшее влияние на рост оборота розничной торговли оказала деятельность организаций, не относящихся к субъектам МСП, где оборот вырос на 13,7% к уровню 2020 года.


В 2021 году вырос товарооборот непродовольственных товаров на 1,5% и, наоборот, снизился пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий - на 0,6% к уровню 2020 года.


В январе - мае 2022 года по республике товарооборот зафиксирован в сумме 46,3 млрд рублей, снизившись к январю - маю 2021 года на 2,1%.