Действующий

Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан на период до 2030 года



SWOT-анализ

Сильные стороны (S)

Слабые стороны (W)

1. Растущая численность населения, превышающая 3130 тыс. человек, толерантное и в то же время амбициозное и предприимчивое население с нравственными ценностями, ведущее преимущественно здоровый образ жизни.

Высокая ожидаемая продолжительность жизни населения.

Высокий процент молодого и здорового населения.

Относительно высокий уровень сельского населения.

Относительно низкая стоимость трудовых ресурсов.

2. Уникальная и богатая история и культура, традиции более трех десятков коренных народов, социальный капитал многовековой истории совместного проживания и взаимодействия, межнационального мира и согласия.

Сохранившиеся разнообразные народные художественные промыслы.

3. Богатая природно-сырьевая база, мягкий климат, благоприятные агроклиматические условия в ряде территорий, наличие Каспийского моря и обширных (540 км) песчаных пляжей, разнообразные природные образования и ландшафты.

Наличие экологически чистых природных территорий.

4. Значительный гидроэнергетический потенциал. Значительный потенциал возобновляемых источников энергии (солнце, ветер, геотермальные воды) и наличие соответствующих технологических разработок.

5. Значительные объемы пресных и минеральных вод. Обширные бальнеологические и рекреационные ресурсы в прибрежной зоне и в горах.

6. Выгодное геостратегическое (приграничное геополитическое и геоэкономическое) положение: границы Республики Дагестан по суше и Каспийскому морю - с пятью государствами: Азербайджаном, Грузией, Казахстаном, Туркменистаном и Ираном.

7. Статус республики как приоритетной геостратегической территории Российской Федерации.

8. Высокие позиции республики по общему объему валового регионального продукта среди регионов СКФО и Российской Федерации.

9. Достаточно диверсифицированная отраслевая структура экономики, превалирование отраслей третичного сектора с элементами интеллектуального.

10. Относительно развитая инфраструктура и производственная база предприятий АПК, добывающей промышленности, энергетики, обрабатывающей промышленности (пищевой и напитков, машиностроения, строительных материалов, обувной, стекольной и мебельной и др.), строительства, сервисных отраслей (транспорта, связи, торговли, туризма, общественного питания, бытового обслуживания и др.).

Значимый уровень развития сельского хозяйства, торговли и строительства в СКФО и Российской Федерации.

Востребованность ряда продуктовых позиций промышленного комплекса республики на внутрироссийском и международном рынках.

11. Наличие практически всех основных видов транспорта: автомобильного, железнодорожного, морского, авиационного и трубопроводного, наличие у территории значимых транзитных функций.

Высокий потенциал развития торгово-транспортно-логистического комплекса во взаимосвязи с развитием промышленного, агропромышленного, строительного, топливно энергетического комплексов, внешней торговли.

12. Наличие Махачкалинской агломерации - центра экономического роста федерального уровня.

13. Наличие г. Дербента - самого древнего города страны, одного из древних духовных центров распространения авраамических религий: иудаизма, христианства и ислама, с глубокими традициями взаимодействия различных религиозных конфессий.

Город является также одним из центров в СКФО и Российской Федерации для перспективного развития туризма мирового значения.

14. Наличие достаточного количества высших и средних-специальных учебных заведений, академической науки.

15. Динамичный рост собственных доходов в бюджетную систему.

16. Внутренние резервы и ресурсы для роста ВРП, производительности труда, доходов и заработной платы, развития инвестиций и предпринимательства, в том числе малого и среднего предпринимательства, создания новых современных производств.

17. Потенциал кластеризации ряда видов деятельности в отраслях АПК, промышленности и др.

18. Возможность развития многих видов туризма, в том числе круизного и яхтенного туризма всероссийского и международного значения, рост спроса на эти услуги внутри страны и за рубежом.

19. Увеличение спроса на строительные услуги и материалы, строительство жилья и инфраструктуры, услуги транспорта и хранения, транзитные услуги.

20. Потенциал развития социально-инновационного комплекса, цифровых технологий, рост инвестиционной привлекательности республики.

21. Высокий потенциал развития образования и здравоохранения и ряда других отраслей социальной сферы

1. Проявление неблагоприятных демографических процессов - существенное снижение суммарного коэффициента рождаемости, коэффициента брачности населения, отрицательное сальдо миграции, относительно высокая младенческая смертность, значительная нехватка мест в детских дошкольных учреждениях и общеобразовательных школах.

2. Высокий уровень общей безработицы, низкий уровень образования и квалификации населения, его благосостояния (денежных доходов и заработной платы, обеспеченности социальными объектами и др.), отсутствие целенаправленного государственного подхода и системы в отборе, подготовке и продвижении кадров по карьерной лестнице, наличие этнокланово-тухумных предпочтений в этой сфере.

3. Существенное отставание от среднероссийского уровня общей результативности экономики, уровня развития социальной сферы (образования, здравоохранения и др.). Низкий уровень использования природных богатств, добычи топливноэнергетических ресурсов и доли обрабатывающей промышленности в ВРП Республики Дагестан.

4. Высокая степень физического и морального износа основных производственных фондов, инженерной и коммунальной инфраструктуры, растущий дефицит энергопотребления, перебои с электро- и теплоснабжением, низкое качество водоснабжения, неразвитые и преимущественно изношенные системы водоотведения и очистки коммунальных и ливневых стоков.

5. Низкий уровень инвестиций в основной капитал, неблагоприятный инвестиционный климат, отсутствие внутренних инвестиционных возможностей (достаточных накоплений населения и хозяйствующих субъектов, денежно-кредитных ресурсов), финансово-бюджетных и организационных возможностей для эффективного использования имеющихся ресурсов территории, модернизации и структурных изменений экономики, обеспечения ее устойчивого роста и опережающего развития.

6. Технико-технологическая отсталость, низкая оснащенность предприятий современным оборудованием и технологиями, квалифицированными специалистами и управленцами.

7. Низкий уровень эффективности системы государственного, муниципального и корпоративного управления.

Родо-этноклановый характер отношений во многих сферах экономики, повышенное административнокоррупционное давление на бизнес, относительно высокий удельный вес теневой экономики.

8. В целом кризисное состояние транспортно-логистического комплекса республики.

9. Высокий уровень дотационности бюджета республики и низкий уровень бюджетной обеспеченности на душу населения.

Ежегодное недоиспользование бюджетных инвестиций - около 10 млрд рублей ежегодно, начиная с 2018 года.

10. Существенная дифференциация уровня социально экономического развития муниципальных образований.

Наличие монопрофильных территорий.

Значительная доля горных и высокогорных территорий в общей площади республики.

11. Слабый уровень экономических связей и кооперации с субъектами Российской Федерации и СКФО, внешнеэкономических связей, использования транспортно логистических возможностей.

12. Нарастание экологических проблем, сложное экологическое положение в северной зоне, необходимость решения экологических проблем Самурской долины, в том числе ликвидация последствий геологоразведочных работ на медноколчеданном месторождении Кизилдере, строительство регулирующих водоемов, селезащитных и берегоукрепительных сооружений.

Высокий уровень загрязнения рек, Каспийского моря и прибрежной полосы, в т.ч. в связи со сбросом неочищенных коммунальных стоков как в городской, так и сельской местности.

13. Значительная доля населения, проживающего на территориях с повышенным уровнем издержек для ведения хозяйственной деятельности (в горных и высокогорных районах).

Наличие территорий с недостаточным уровнем круглогодичной транспортной доступности наземным транспортом.

14. Недостаточная обеспеченность населения и бизнеса качественной коммунальной инфраструктурой, в том числе в густонаселенных районах и прикаспийской зоне.

Недостаточный уровень развития транспортной и придорожной инфраструктуры для развития туризма

Возможности (О)

Угрозы (Т)

1. Изменения в федеральном законодательстве (возможность привлечения федеральных средств) по развитию региона.

Значительное внимание федеральных органов власти к социально-экономическому развитию Республики Дагестан, статус геостратегической территории Российской Федерации.

2. Структурные изменения в экономике региона, максимально возможное использование трудовых ресурсов и обеспечение результативной занятости трудоспособного населения, повышение уровня и качества жизни. Трансформация рынка труда в результате реализации мер по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции: расширение практики удаленной занятости, снижение требований к месту проживания рабочей силы на высокооплачиваемых рабочих местах.

3. Эффективное использование потенциала незагруженных производственных мощностей, создание новых перспективных производств.

4. Эффективное использование геоэкономического положения и Международного транспортного коридора "Север-Юг" для развития внешнеэкономических связей и интеграции в мировой рынок.

5. Формирование благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата, появление новых технологий, выравнивание условий конкуренции.

6. Развитие промышленности по переработке продукции сельского хозяйства и расширение рынка сбыта продовольственных товаров собственного производства. Перспективы создания инновационных высокотехнологичных кластеров.

7. Выравнивание социально-экономических параметров развития районов и городов республики.

8. Опережающее развитие туризма. Использование туристско-рекреационного потенциала и развитие культурно-досугового бизнеса.

9. Усиление межрегионального и международного взаимодействия в рамках реализации совместных инфраструктурных и социальных проектов.

10. Повышение роли Республики Дагестан в целом и Махачкалинской агломерации в частности, как межрегионального центра услуг образования и здравоохранения на территории Северо-Кавказского макрорегиона; расширение роли Республики Дагестан на экспортных рынках за счет развития логистики и продвижения на целевых рынках.

11. Развитие и распространение технологий альтернативной энергетики, в том числе для малонаселенных районов. Освоение потенциала Каспийского моря и горной зоны Республики Дагестан.

12. Долгосрочное смягчение регуляторного режима функционирования отраслей экономики и социальной сферы в Российской Федерации.

13. Участие в федеральных целевых программах и проектах. Реализация межрегиональных проектов.

14. Дальнейший рост бюджетной обеспеченности региона, расширение и укрепление налоговой базы за счет легализации теневой экономики, смягчение условий кредитования региона

1. Нестабильность внешней экономической и политической среды.

2. Изменения федерального законодательства, увеличивающиеся расходы регионального бюджета.

3. Отсутствие стратегии решения накопившихся проблем, недостаточные темпы развития, разбалансировка отраслевой, структуры экономики, нарастание энергетических и продовольственных проблем, инфляции.

4. Сохранение низкого уровня производства ВРП и денежных доходов на душу населения, высокого уровня бедности и безработицы, отток квалифицированной рабочей силы, творческой молодежи и предпринимателей, распространение идей религиозного экстремизма.

5. Отставание образовательного и квалификационного уровня персонала, доступности медицинской помощи, в том числе высококвалифицированной.

6. Опережающий рост населения в Махачкалинской агломерации по сравнению с темпами развития транспортной и коммунальной инфраструктуры, улучшением качества городской среды.

7. Управление деятельностью крупных компаний из-за пределов региона без учета интересов региона.

Недостаточное количество средних крупных системообразующих предприятий в реальном секторе экономики, обеспечивающих устойчивость рынка труда и бюджета региона.

8. Сокращение финансовых ресурсов на реализацию крупных инфраструктурных и инвестиционных проектов в результате ухудшения финансовой ситуации в России и мире, в том числе бюджетных и внебюджетных ресурсов.

Сложность привлечения внешних финансовых и инвестиционных ресурсов.

9. Отставание развития транспортной инфраструктуры от потребностей и темпов развития региональной экономики, а также от других регионов.

Развитие других глобальных транспортных коридоров и сохранение нестабильности в Закавказье.

10. Дальнейшее формирование этно-клановой региональной экономики в условиях повышения конкуренции со стороны соседних регионов.

11. Продовольственная зависимость от регионов России и импорта из зарубежных стран.

12. Опережающее развитие туризма в других регионах.

Усиление миграционного оттока населения и оттока капитала за пределы Республики Дагестан в результате опережающего развития других территорий Российской Федерации.

13. Усиление кризисных явлений в экономике мира в результате беспрецедентного "количественного смягчения" ЦБ ведущих стран мира, замедление темпов роста спроса и предложения на большинстве мировых рынков.

14. Дальнейшее ухудшение экологических проблем региона и продолжение масштабного загрязнения Каспийского моря, изменение климата.

15. Инфраструктурные и институциональные ограничения интенсификации взаимодействия в приграничной зоне