Действующий

Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан на период до 2030 года



2.4. Этапы и ожидаемые результаты реализации Стратегии


Реализация Стратегии предусматривает наличие трех этапов: условный подготовительный этап - хронологические рамки 2021 года (годовой), I этап - 2022 - 2024 годы (среднесрочный), II этап - 2025 - 2030 годы (среднесрочный).


Подготовительный этап является этапом формирования собственно самой Стратегии, определения ее приоритетов, целей, задач, мероприятий, организационно-экономического механизма и ресурсов реализации, а также их согласования с заинтересованными сторонами и исполнителями по целям и задачам, ресурсным, временным и пространственным (территориальным) параметрам реализации. Этап предполагает формирование проекта Стратегии, с учетом мировых и региональных вызовов, на основе длинных ожиданий населения и достижения максимального общественного доверия по ключевым положениям Стратегии. Этот этап фактически уже реализуется и завершится официальным оформлением правового статуса Стратегии.


I этап - переломный (переходный), горизонт стратегической интеграции Республики Дагестан: заключается в создании базовых условий устойчивого социально-экономического развития Республики Дагестан. На этом этапе реализуются переходные мероприятия, направленные на разработку и внедрение основных инструментов Стратегии и механизмов ее реализации, преодолеваются кризисные явления, создаются необходимые для устойчивого развития условия. Хронологические рамки этапа выделены с учетом установленной периодичности бюджетного планирования 2022 - 2024 годов, цикла планирования национальных проектов, ускоренной цифровизации и формирования единого цифрового информационного пространства в интересах стратегического управления.


Принятие новой Стратегии потребует синхронизацию мероприятий государственных программ с приоритетами развития Республики Дагестан. В начале данного этапа будет структурирована система государственных программ, сформированы или скорректированы программы развития ключевых экономических комплексов Республики Дагестан.


При этом на базе существенного улучшения государственного и муниципального управления будут созданы организационно-правовые и институциональные возможности для решения задач, установленных для достижения стратегических целей, начнутся совершенствование стратегического планирования и проектного управления на всех уровнях власти, синхронизация документов стратегического планирования регионального уровня с федеральными стратегическими приоритетами, с одной стороны, и муниципальными - с другой, а также совершенствование внедрения целевых моделей в части улучшения делового климата, закладка основ пространственной схемы рационального расселения, реализация базовых проектов высокой степени готовности.


Важнейшими задачами на данном этапе будут создание условий для привлечения инвестиций и реализации крупных инвестиционных проектов, внедрение цифровых технологий в экономику и социальную сферу Республики Дагестан. Качество институтов социальной сферы, доступность социальных услуг будут повышаться. Основной вклад в экономический рост будут вносить отрасли традиционной специализации Республики Дагестан, одновременно повышая технологический уровень. В текущем периоде наблюдается ситуация с ухудшением ряда демографических показателей.


Этап предполагает активную реализацию инфраструктурных проектов (в сфере строительства и реконструкции объектов транспортной, инженерной, энергетической, социальной инфраструктуры), создание необходимых условий (институциональных и организационных) для привлечения инвестиций и решения наиболее острых проблем в социальной сфере, опережающее развитие базовых отраслей экономики Республики Дагестан при организации региональных кластеров.


Ключевыми инструментами привлечения финансовых средств в создание и развитие инфраструктуры являются участие Республики Дагестан в государственных программах Российской Федерации по реализации национальных проектов Российской Федерации на территории Республики Дагестан, государственные программы Республики Дагестан, а также федеральные и республиканские адресные инвестиционные программы.


Усиленное внимание будет уделяться развитию человеческого потенциала (акцентируя внимание и ресурсы на подготовке кадров, развитии высшего и среднего профессионального образования), системе социальной и производственной инфраструктуры региона, а также качественному улучшению условий жизнедеятельности населения в городской и сельской среде, экологии.


Важной составляющей будет обеспечение доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере, что позволит увеличить объемы оказываемых услуг, повысить их качество и сделать их доступными населению. Реализация комплекса мер и проектов в рамках первого этапа позволит создать необходимые условия для стабилизации ситуации в социальной сфере и запуска механизмов экономического роста.


В конце I этапа (2024 год) планируется достигнуть ВРП в объеме 921,3 млрд рублей по целевому сценарию.


Примечание: возможна отдельная среднесрочная Программа социально-экономического развития Республики Дагестан по I этапу (она может вобрать в себя основные цели, задачи и мероприятия, изложенные выше, акцентируя внимание на антикризисных решениях и преодолении последствий внешних угроз, структурных реформах и преодолении инфраструктурного отставания территории).


II этап - форсированный (2025 - 2030 годы), горизонт стратегического видения Республики Дагестан: совпадает в целом с новым циклом стратегического планирования и национальных проектов Российской Федерации до 2030 года, периодом перехода и реализации в стране и мире преимуществ пятого и шестого технологических укладов. Основные задачи - наращивание стратегических активов и потенциала развития с одновременным повышением управляемости государственного аппарата, адаптивности и технологичности экономики, эффективности реализации проектов.


Основная идея заключается в запуске модели роста, основными составляющими которой являются стимулирование внутреннего рынка и потребления; ускорение экономического роста на основе дальнейшего развития ключевых экономических комплексов, роста инвестиций и увеличения экспорта; акцент на повышение эффективности производства и качественное развитие территории. С учетом анализа достигнутых результатов на предыдущем этапе реализации Стратегии при необходимости будет осуществляться корректировка основных параметров Стратегии и плана мероприятий по ее реализации, произведена донастройка инструментов и механизмов реализации Стратегии.