Действующий

Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан на период до 2030 года



Таблица 1.2.23. Плотность автодорог общего пользования с твердым покрытием федерального, регионального или межмуниципального и местного значения в 2012 - 2020 годах (на конец года), на 1000 кв. км территории

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

Российская Федерация

54

58

60

61

62

62

63

64

64

Северо-Кавказский федеральный округ

348

367

374

392

393

401

407

417

418

Республика Дагестан

371

370

370

397

396

410

417

427

421


По плотности автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального и местного значения с твердым покрытием Республика Дагестан превышает среднероссийский показатель в 6,6 раза, а средний по СКФО - на 1%. В структуре территориальных дорог общего пользования Республики Дагестан, обслуживаемых ГКУ "Дагавтодор", высока доля грунтовых и гравийных дорог, более 40% из дорог местного значения не соответствуют нормативным требованиям. Это масштабная проблема, значительно усложняющая развитие сельских территорий.


АО "Махачкалинский морской торговый порт" - единственный российский незамерзающий порт на Каспийском море. Железнодорожные и автомобильные магистрали связывают порт со всей территорией Российской Федерации.


Махачкалинский порт является важным стратегическим связующим звеном транспортной системы Юга России с государствами Средней Азии, Закавказья, Ираном, другими странами региона и одной из основных составляющих крупного транспортного узла на южных рубежах Российской Федерации.


Основными видами деятельности являются логистическая деятельность, перевозка сухих грузов и нефтеперевалка. Важным направлением развития Махачкалинского морского торгового порта является ускорение прохождения таможенных процедур. На территории Махачкалинского порта завершается строительство нового морского пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации. Общая площадь пограничного пункта пропуска составляет порядка 6700 кв. м.


Вместе с тем дальнейшее развитие порта сдерживается низкой пропускной способностью ведущих к нему автомобильных дорог по наиболее загруженной части улично-дорожной сети г. Махачкалы с пересечением магистральных железнодорожных путей.


Пропускная способность здания аэровокзала международного аэропорта Махачкалы на внутренних рейсах составляет 200 пассажиров в час. В аэропорту завершено строительство нового терминала международных сообщений общей площадью более 8000 кв. м с пропускной способностью 190 пассажиров в час. В 2019 году количество пассажиров составило 1,5 млн человек, на 21% больше по сравнению с 2018 годом. В связи с "ковидными" ограничениями за 2020 год количество пассажиров снизилось до 1,4 млн человек.


Пассажиропоток за 2021 год составил около 2 млн человек, что на 43% превышает аналогичный показатель 2020 года (+34,3% в сравнении с 2019 годом). Аэропорт обеспечил выполнение 14989 взлетно-посадочных операций, что на 38,6% больше, чем за аналогичный период 2020 года (+35,3% в сравнении с 2019 годом). Обработано 4228 тонн грузов и почты, что на 26,2% больше, чем за тот же период 2020 года (+20,8% в сравнении с 2019 годом).


По Махачкалинскому отделению Северо-Кавказской железной дороги развернутая линия железнодорожных путей составляет 1227,5 км, эксплуатационная длина главных путей - 509 км (не изменилась за анализируемый период). Основным видом деятельности Махачкалинского отделения Северо-Кавказской железной дороги является перевозка пассажиров и грузов. Через территорию Республики Дагестан проходит магистральная железнодорожная линия, часть Северо-Кавказской железной дороги, являющаяся частью международного транспортного коридора "Север-Юг". На юге Республики Дагестан расположен железнодорожный пункт пропуска "Дербент" с Азербайджанской Республикой.


В настоящее время пропускные способности линии значительно превышают существующий грузо- и пассажиропоток. Перспективы роста грузопотока связаны прежде всего с транзитом грузов в Иран и из Ирана, который станет возможным после соединения железнодорожной инфраструктуры Ирана и Азербайджана в рамках строящегося транспортного коридора Астара-Решт-Казвин.


В 2019 году железными дорогами в Республике Дагестан было перевезено около 1,5 млн человек (0,09% от Российской Федерации и 14,2% от СКФО). По этому показателю Республика Дагестан занимала 65-е место в Российской Федерации и 2-е место в СКФО.


Грузооборот и пассажирооборот транспорта по Республике Дагестан за анализируемый период имели противоречивую динамику - периоды роста соответствующих показателей сочетались с периодами значительного их падения (см. таблицу 1.2.24).


Республика Дагестан по показателю перевозки грузов автомобильным транспортом (5,4 млн тонн) находится на 3-м месте в СКФО, по грузообороту автомобильного транспорта (482 млн тонно-км) - на 2-м месте, такие же результаты и по отправлению пассажиров железнодорожным транспортом, и по перевозке пассажиров автобусами общего пользования.