Действующий

Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан на период до 2030 года



V. ПОКАЗАТЕЛИ И ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ


Стратегия социально-экономического развития Республики Дагестан на период до 2030 года является документом стратегического целеполагания, содержащим ключевые стратегические приоритеты, цели и задачи развития Республики Дагестан до 2030 года, а также пути, механизмы и инструменты их реализации. Стратегия определяет приоритеты, цели, задачи и направления социально-экономического развития Республики Дагестан, согласованные с приоритетами и целями социально-экономического развития Российской Федерации, в частности с Единым планом по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, стратегиями отраслей Российской Федерации, Стратегией социально-экономического развития СКФО на период до 2030 года.


Анализ значений соответствующих индикаторов позволяет говорить о том, что Республика Дагестан в настоящий период находится на ранней стадии упадка нынешнего жизненного цикла экономики региона, когда достигнуты определенные пределы роста и развития в рамках сложившейся системы. При торможении развития и продолжающемся росте населения регионов как в Республике Дагестан, с неизбежностью усиливается давление на ограниченные ресурсы, что приводит к многочисленным конфликтам в обществе, ухудшению деловой среды, инвестиционного климата, результатов производства товаров и качества услуг. Следствием трансформации демографических процессов становится значительное повышение демографической нагрузки на трудоспособное население.


Бюджетная обеспеченность на душу населения и средняя заработная плата низкие - платежеспособный спрос населения для стимулирования внутреннего рынка ограничен. На протяжении последних трех десятилетий по причине низкого уровня заработной платы и высоких цен на потребительские товары деформирована структура расходов населения. Республика Дагестан не имеет достаточного объема основных активов и денежной массы для приемлемого объема инвестиций и расширения производства.


Низкий уровень промышленного производства (6-7% ВРП) не обеспечивает достаточную добавленную стоимость и накопление капитала, кроме того заставляет завозить в регион большой объем сырья, продуктов, товаров стороннего производства - тем самым Республика Дагестан из года в год теряет деньги, дагестанское общество в целом становится беднее. Уровень развития сельскохозяйственного производства Республики Дагестан не адекватен сельскохозяйственному потенциалу территории, тем самым не обеспечивает основные продовольственные потребности населения региона, поставки на внешние рынки, создание современных производств. Это основные причины, в силу которых Республика Дагестан оказалась в "ловушке бедности".


Стратегия предполагает в конечном счете обеспечение стабильного повышения качества и продолжительности жизни людей, а также роста численности населения Республики Дагестан на основе опережающего развития экономики, эффективного использования человеческого, природно-ресурсного, производственного и социально-культурного потенциалов, а также решения ключевых проблем, препятствующих инвестиционному, инновационному, пространственному развитию и сохранению природной среды региона.


Реализация этой главной цели Стратегии означает движение в направлении разрешения одного из основных системных противоречий региона - противоречия между высоким потенциалом развития (среди 30 ведущих субъектов Российской Федерации) и фактическим низким уровнем социально-экономического развития Республики Дагестан (преимущественно, в седьмом и восьмом десятке субъектов). Последовательного смягчения, а затем и полного снятия этого противоречия требует и статус Республики Дагестан как приоритетной геостратегической территории Российской Федерации в соответствии со Стратегией пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года.


В текущих условиях перспективы Республики Дагестан во многом зависят от безотлагательных реформ по широкому спектру направлений. Их необходимо проводить, опираясь на существенную поддержку и помощь федерального центра и дагестанского общества, синхронизировав планы с планами общественно-политической модернизации и социально-экономического развития Российской Федерации.


В рамках Стратегии Республики Дагестан реализован набор конкретных региональных стратегий: развития человеческого потенциала, пространственно-экологическая, ресурсно-факторная, кластерная, инвестиционно-инновационная и стратегия использования сравнительных преимуществ. Для реализации Целевого сценария в Стратегии предложена экономическая модель опережающего социально-экономического роста и развития, основанная на последовательной активизации четырех основных факторов в этом процессе - человеческого потенциала, инвестиций, инноваций и управления социально-экономическими процессами, в том числе ряда других факторов развития (пространственной организации экономики, улучшения экологии и др.).


Эту модель органически дополняет разработанная Министерством экономического развития Российской Федерации Модель экономического развития Республики Дагестан - "дорожная карта" по повышению инвестиционной привлекательности региона, выхода ее на траекторию устойчивого роста. Она предполагает в том числе полномасштабную реализацию всех целей и задач, поставленных в Указе Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2030 года", возможностей, предоставляемых реализацией других федеральных и региональных стратегических документов.


Экономическая модель опережающего роста и развития Республики Дагестан будет формироваться и апробироваться в рамках первого этапа реализации. Возможности этой модели раскроются и будут полностью задействованы на втором этапе реализации Стратегии.


Для достижения перелома в ситуации и выхода на новый цикл развития требуется изменение парадигмы развития Республики Дагестан с учетом интересов всего общества и при активном участии населения, бизнеса, региональных и федеральных органов власти и управления. Широкомасштабная стратегия Республики Дагестан (на основе стратегии усиления сильных сторон) предусматривает на начальном этапе активизацию немногих точек роста, обеспечивающих региону "суперпозицию" на страновом уровне.


В первую очередь это аграрно-промышленный комплекс - с развитием гидромелиорации, созданием агропромышленных парков, развитием органического сельского хозяйства; туристско-рекреационный комплекс - с развитием инфраструктуры региона, улучшением экологии, организацией 5 туристских кластеров; транспортно-логистический комплекс - с развитием опорных объектов транспортной отрасли, МТК "Север - Юг", развитием логистики.


Низкий инвестиционный рейтинг Республики Дагестан (зона высоких политических, инвестиционных и предпринимательских рисков) не позволил в предыдущие периоды привлечь крупные инвестиции. При этом наблюдается высокий уровень деловой активности населения как нераскрытый источник инвестиционных ресурсов для экономики. Повышение инвестиционной привлекательности Республики Дагестан и упрощение процедур сопровождения реализации инвестиционных проектов является одним из важных составляющих реализации Стратегии.


В Республике Дагестан складывается множество центров инвестиционной активности: а) города Дербент, Каспийск, Махачкала, Хасавюрт, Кизляр; б) масштабные инфраструктурные и строительные проекты; в) промышленные кластеры: виноградо-винно-коньячный, плодоовощной, рыбохозяйственный, стекольный, судостроительный, обувной; г) транспортнологистический комплекс; д) туристско-рекреационный комплекс.