Действующий

Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан на период до 2030 года



Рис. 1.2.7. Динамика денежной массы (М2), наличных денег (МО) и ВРП в Республике Дагестан в 2010 - 2017 годах


Денежная масса в экономике Республики Дагестан постепенно начала восстанавливаться только в 2018 - 2020 годах. Если бы не такая ограничительная денежная политика, рост ВРП Республики Дагестан за анализируемый период имел бы более высокие значения. Вероятно, удалось бы избежать длительной стагнации региональной экономики: для стимулирования экономического роста темпы роста денежной массы должны были, наоборот, опережать темпы роста ВРП в 1,2-1,5 раза.


В 2010 - 2017 годах в Республике Дагестан отношение денежной массы к ВРП сократилось с 16,4 до 11,9%, что явилось одним из основных факторов ограничения спроса, стагнации и кризисного состояния экономики. Для сравнения: в Российской Федерации соотношение денежной массы М2 и ВВП составляет в текущем периоде около 54%. Все это явилось следствием массовой ликвидации кредитных организаций и их филиалов: за период их количество сократилось в разы. Имея лидирующие позиции среди субъектов Российской Федерации в начале 2000-х годов, в настоящее время Республика Дагестан по развитию банковской системы занимает последнее место среди субъектов Российской Федерации.


Таким образом, начиная с 2013 - 2014 годов в экономике Республики Дагестан существенно сократились вложения кредитных ресурсов, значительно сократилась общая величина денежной массы, а затем в 2015 - 2017 годах произошло масштабное сокращение инвестиций, с учетом снижения реальных доходов населения сложились все условия для наступления стагнации и кризиса в социально-экономическом развитии региона.


Сопоставимые объемы кредитования экономики, инвестиционных вложений и денежных доходов населения региона еще не вернулись даже на уровень 2011 - 2014 годов. Очевидно, что высокие темпы роста денежных доходов населения и инвестиций, насыщение регионального рынка денежной массой и существенный рост кредитования бизнеса и населения на приемлемых условиях являются важнейшими условиями дальнейшего успешного и устойчивого социально-экономического развития Республики Дагестан.


Налогово-бюджетные процессы. В период 2010 - 2020 годов доходы консолидированного бюджета Республики Дагестан и территориального государственного внебюджетного фонда увеличились в 3,35 раза и в 2020 году составили 215,8 млрд рублей, а расходы за анализируемый период увеличились в 3,17 раза и в прошлом году достигли 214,1 млрд рублей. Доходы республиканского бюджета увеличились за период в 2,9 раза и в 2020 году достигли 169,7 млрд рублей, а расходы за период увеличились в 2,73 раза и в прошлом году составили 168,8 млрд рублей. Доходы местных бюджетов увеличились за период в 2,14 раза и в 2020 году достигли 65,0 млрд рублей, их расходы за период увеличились в 2,0 раза, в прошлом году составили 64,1 млрд рублей.


В Республике Дагестан принимаются меры, направленные на обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета, поддержание общего объема финансовых ресурсов на уровне, необходимом для исполнения функций и обязательств. Проводится также комплекс мероприятий по увеличению собственных налоговых и неналоговых доходов, реализуются План мероприятий по мобилизации доходов в консолидированный бюджет Республики Дагестан и вы явлению скрытых источников налогообложения и расширения налоговой базы за счет иных мер и Программа финансового оздоровления и социально-экономического развития Республики Дагестан на 2020 - 2024 годы.


В результате принимаемых мер наблюдается стабильная положительная динамика роста налогов и сборов консолидированного бюджета, которые в 2018 - 2020 годах росли на 8-13% ежегодно.


При этом налоговые и неналоговые доходы бюджетной системы за период 2010 - 2020 годов выросли в 3,4 раза. В соответствии с Программой планируется расширить налоговую базу по имущественным налогам, легализовать предпринимательскую деятельность, уменьшить задолженности и сократить недоимки по платежам в бюджет. Несмотря на принимаемые меры, доля налогов и сборов в составе общих доходов бюджета Республики Дагестан без субвенций составляет 28,6%, или 46,7 млрд рублей, которые обеспечивают только 26% расходов.


Сохраняется высокая зависимость от финансовой помощи из федерального бюджета: доходы Республики Дагестан на 1 января 2021 года более чем на 74% сформированы за счет безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Фактический уровень дотационности бюджета Республики Дагестан хотя и сократился, но на протяжении последних лет сохраняется в пределах 50%. В доходах консолидированного бюджета доля налога на прибыль организаций составила 5,4% в 2009 году и 2,2% в 2020 году, налога на доходы физических лиц - 8,6 и 10,7%, акцизов - 1,8% и 4,0%.


По расчетам Министерства финансов Российской Федерации, в 2021 году Республика Дагестан по уровню налогового потенциала находится на предпоследнем месте среди субъектов Российской Федерации. Доходная часть бюджета Республики Дагестан в преобладающей части формируется за счет НДФЛ, удельный вес которого в составе налогов и сборов в 2020 году составил 49,5%.


Длительное время по бюджетной обеспеченности на душу населения республика занимала места в седьмом и восьмом десятке среди субъектов Российской Федерации, а по индексу бюджетных расходов - места на 4-5 позиций выше.


В 2020 году социальные расходы консолидированного бюджета Республики Дагестан составили 53,53 тыс. рублей на одного жителя - 57-е место по уровню расходов среди субъектов Российской Федерации (в 2019 году - 81-е место). Доля социальных расходов в общих расходах консолидированного бюджета Республики Дагестан в 2020 году составила 77,2%, увеличилась с 2015 года на 7,2 пункта.


В бюджете Республики Дагестан доля расходов на формирование, развитие и использование человеческого потенциала значительно больше, чем в среднем по субъектам Российской Федерации (62,4%). В расходах консолидированного бюджета Республики Дагестан удельный вес расходов на образование в 2020 году составил 28,0% (в 2009 году - 26,3%); на здравоохранение, социальную политику, культуру, искусство, кинематографию, средства массовой информации, физическую культуру увеличился - 53,1% (в 2009 году - 26,9%), на государственное управление, местное самоуправление, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства - 5,3% (в 2009 году - 11%), на промышленное производство и строительство за период средства не выделялись, на сельское хозяйство и рыболовство - 2,1% (в 2009 году - 2,9%).


Ухудшение экономической конъюнктуры и делового климата в Республике Дагестан к середине анализируемого периода отразилось на предпринимательской деятельности. Прежде всего существенно сократилось число хозяйствующих субъектов в Республике Дагестан: только за 2016 - 2019 годы, по официальным данным Росстата, количество организаций по всем видам экономической деятельности сократилось более чем на 5,4 тыс. организаций, или на 15,4%.