Некогда находящаяся на подъеме Республика Дагестан в результате непродуманных и неэффективных постсоветских реформ, череды военных конфликтов на сопредельных территориях, геостратегических процессов, в частности на Кавказе и в Каспийском бассейне, а также вследствие накопления и обострения внутренних противоречий и дисбалансов оказалась с низким качеством жизни населения, общим низким уровнем системы управления и социально-экономического развития, с преимущественно отсталой и изношенной социальной и производственной инфраструктурой, с высокими рисками перспектив динамичного роста, в том числе инвестиций.
В настоящее время Республика Дагестан находится в начале пути по решению сложнейшего клубка застарелых проблем, обусловленных в том числе хроническим недофинансированием региона в предыдущие периоды. При этом важна помощь и поддержка федерального центра, заинтересованного в выводе Республики Дагестан в число развитых регионов Российской Федерации - потенциал и условия для осуществления рывка имеются.
Председатель Правительства Российской Федерации М.В. Мишустин по итогам посещения субъектов Российской Федерации в СКФО заявил о необходимости смены модели экономического развития регионов округа, межбюджетных и финансовых взаимоотношений с ними. Соответственно, меняются и требования к управлению экономическим развитием: для каждого региона СКФО разработана Модель экономического развития, в соответствии с которой органы власти субъектов Российской Федерации должны выстроить приоритеты развития территории, определить соответствующие виды деятельности и факторы развития, в том числе для наращивания конкурентных преимуществ территории.
Согласно Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года Республика Дагестан включена в перечень приоритетных геостратегических территорий Российской Федерации.
В Республике Дагестан в целях достижения уровня и качества приоритетной геостратегической территории Российской Федерации определены следующие основные направления, мероприятия и опорные элементы становления геостратегической территории.
1. Развитие меящународного транспортного коридора (МТК) "Север - Юг".
МТК "Север - Юг" - мультимодальный маршрут транспортировки пассажиров и грузов общей протяженностью от Санкт-Петербурга до порта Мумбаи (Бомбей) - 7200 км. МТК призван привлечь транзитные грузопотоки из Индии, Ирана и других стран Персидского залива на российскую территорию (в т.ч. через Каспийское море) и далее в Северную и Западную Европу. Развитие МТК "Север - Юг" рассматривается как альтернативный канал и более эффективный маршрут бесперебойной торговли между Азией и Европой.
В августе 2021 года тестовые испытания маршрута провели АО "РЖД Логистика" и финский логистический оператор Nurminen Logistics Services OY. Груз в контейнерах, отправленный по железной дороге из Финляндии в Индию, в пути был 18 дней (2 дня - проезд по территории Российской Федерации). Это в два раза короче пути через Суэцкий канал и в обход Европы.
Развитие МТК "Север - Юг" является в соответствии с Транспортной стратегией Российской Федерации до 2030 года и Стратегией развития железнодорожного транспорта Российской Федерации до 2030 года одним из приоритетных направлений транспортной политики Российской Федерации. Российская сторона на площадке Второго Евразийского конгресса 2 декабря 2021 года заявила, что транспортный коридор "Север - Юг" должен быть полностью готов к 2024 году.
Правительством Российской Федерации 14 февраля 2020 года утвержден Комплекс мер по развитию транзитного потенциала Международного транспортного коридора "Север - Юг". Распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2020 года N 969-р в целях развития и повышения эффективности использования международных транспортных коридоров, проходящих по территории Российской Федерации, учреждена автономная некоммерческая организация "Дирекция международных транспортных коридоров" (далее - Дирекция).
Дирекция призвана обеспечивать решение основных задач, связанных с координацией взаимодействия Министерства экономического развития Российской Федерации, Министерства транспорта Российской Федерации, иных заинтересованных федеральных органов исполнительной власти России и других организаций по вопросам развития международных транспортных коридоров, проходящих через Каспийский регион. В задачи организации также будет входить координация и повышение эффективности функционирования этих транспортных коридоров, продвижение и популяризация МТК "Север - Юг" среди грузоотправителей; разработка финансовой модели организационной структуры Единого оператора МТК "Север - Юг";
проведение переговоров с сопредельными странами, расположенными на МТК "Север - Юг", о подписании межправительственных соглашений по координации государственного регулирования перевозок по международным транспортным коридорам, проходящим через Каспийский регион. В апреле 2022 года Правительством Российской Федерации создан штаб по транспортно-логистическим коридорам с участием профильных министерств и бизнеса.
Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года указывает на наличие участков с ограниченной пропускной способностью на магистральных железных и автомобильных дорогах, образующих МТК "Север - Юг", и обязывает субъекты Российской Федерации развивать пролегающие по их территории участки международных транспортных коридоров. Поэтому требуются принципиальные решения по развитию участка МТК "Север - Юг" на территории Республики Дагестан (соответственно, по проекту "Каспийский хаб") и "Транскаспийского" маршрута от Махачкалы на Бендер-Энзели, Ноушехр, Бендер-Амирабад: создание управляющей компании, планирование соответствующих мероприятий, проектов и инвестиций. В этих целях рассматриваются перспективы организации транспортно-логистического кластера Республики Дагестан, который образуют опорные элементы МТК "Север - Юг" на территории Республики Дагестан, инвестиционные площадки, производственные и сервисные проекты (см. 3.3.6.1 Развитие транспортно-логистического комплекса).
Реализация этого прорывного проекта позволит Республике Дагестан превратиться в крупный транзитный центр грузопотоков и формировать часть своего бюджета за счет доходов, связанных с международной и сопутствующей региональной торговлей, транспортировкой и логистикой - растущих сегментов мировой экономики.