Укрупненная группа профессий и специальностей | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 |
Всего КЦП | 7000 | 7000 | 7000 | 7000 | 7000 |
из них: | |||||
Образование и педагогические науки | 850 | 875 | 875 | 775 | 1025 |
Техника и технологии строительства | 500 | 500 | 525 | 725 | 1050 |
Информатика и вычислительная техника | 750 | 750 | 800 | 825 | 950 |
Информационная безопасность | 25 | 50 | 50 | 75 | 100 |
Электроника, радиотехника и системы связи | 175 | 175 | 175 | 175 | 250 |
Машиностроение | 400 | 400 | 425 | 400 | 425 |
Техника и технологии наземного транспорта | 525 | 525 | 525 | 575 | 1000 |
Экономика | 375 | 375 | 200 | 375 | 300 |
Юриспруденция | 400 | 400 | 375 | 175 | 125 |
Другие | 3000 | 2950 | 3050 | 2900 | 1775 |
Основными критериями и показателями в системе подготовки кадров являются показатели трудоустройства выпускников, вовлеченности работодателей в процесс обучения и контроль его результатов.
Доля выпускников очной формы обучения образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, подведомственных Минобрнауки РД, трудоустроившихся по полученной профессии/специальности в первый год после окончания обучения, в 2020 году составила 53,7% (в 2019 году - 49,7%). Доля студентов, обучающихся по программам, реализуемым с участием работодателей, увеличилась с 1,8% в 2016 году до 21% в 2021 году.
Основными проблемами, препятствующими эффективному функционированию и дальнейшему развитию системы кадрового обеспечения экономики, являются:
дисбаланс между подготовкой рабочих кадров и потребностями республиканского рынка труда;
слабая материально-техническая база образовательных учреждений;
отсутствие мотивации у населения к обучению рабочим профессиям, неэффективный механизм взаимодействия с работодателями;
недостаточный уровень вовлеченности работодателя в процесс подготовки кадров;
отсутствие системы поддержки проектно-ориентированных образовательных и дуальных программ;
отсутствие интеграции науки в производство (коммерциализации) и развития малых инновационных предприятий;
закрытый, непубличный характер данных о кадровой потребности конкретных предприятий, а также отсутствие прогноза кадровой потребности на перспективу более 5 лет у большинства хозяйствующих субъектов;
необходимость обновления основных фондов системы СПО, в первую очередь, ремонта зданий учебных корпусов и общежитий, большинство из которых имеют возраст более 50 лет;
образовательные программы продолжительностью 4 года 10 месяцев по новым ФГОС СПО непривлекательны для абитуриентов по сравнению с программами бакалавриата в вузах;
участие работодателей в процессе подготовки кадров не достигло масштабного, системного уровня, что не способствует решению задач подготовки специалистов, соответствующих потребностям развивающейся экономики;