Действующий

Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан на период до 2030 года


3.3.1. Структурная трансформация региональной экономики


Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года определяет отрасли перспективной экономической специализации Республики Дагестан (см. приложение N 4). Вместе с тем актуальны и другие перспективные направления экономической специализации Республики Дагестан, не нашедшие отражения в упомянутой стратегии, но значимые для региональной экономики, в том числе в связи с возрастающими внешними угрозами. Основными методическими подходами определения перспективной экономической специализации Республики Дагестан являются: стратегия использования сравнительных преимуществ - модернизация отраслей традиционной специализации и развитие связанных с ними подотраслей; инновационная стратегия - развитие секторов знаний, "умной специализации" региона, новых отраслей с учетом научно-технологического потенциала Республики Дагестан и основных тенденций инновационного развития мировой экономики.


Структурные сдвиги экономики в период 2005 - 2020 годов и современные тенденции показывают, что в перспективной специализации Республики Дагестан сохранится аграрно-полисервисный характер региональной экономики. В то же время усилится роль промышленного производства (низкий уровень которого в ВРП является серьезным ограничением на пути к достижению устойчивости экономики Республики Дагестан). Лидирующие позиции в объемах производства товаров и услуг и вновь созданной стоимости сохранятся за видами экономической деятельности: сельское и лесное хозяйство, рыболовство и рыбоводство (роль последнего возрастет), строительство и торговля. Возрастет доля: обрабатывающей промышленности; производства, передачи и распределения электроэнергии; сбора, очистки и распределения воды; транспортировки и хранения; платных услуг (в основном за счет развития туризма и рекреации); образования и сферы медицинских услуг.


Поскольку для активного проникновения товаров и услуг, произведенных в регионе, на межрегиональные и внешние рынки требуются время и серьезные ресурсы, основной стратегией в планируемом периоде будет дальнейший рост внутреннего спроса, а также привлечение внешнего спроса (туризм, транспорт и логистика) в Республику Дагестан и его удовлетворение внутри региона с использованием в комплексе традиционных и инновационных подходов к выбору соответствующих инструментов и механизмов. Основными задачами являются: встраивание в цепочки создания стоимости (оборонная промышленность), межрегиональная и международная кооперация (АПК, торговля и информационные технологии), развитие туристско-рекреационного и транспортно-логистического комплексов.


Перспективная инновационная структура экономики Республики Дагестан тесно связана с развитием образования, науки и инновационной среды.


Приоритетами инновационного развития отраслей и "умной специализации" экономики должны стать: технологическая модернизация отраслей; современные цифровые платформы, в частности, создание цифровой платформы "Дагестан", которая в дальнейшем своем развитии должна стать частью более продвинутого проекта: "цифрового двойника" Республики Дагестан, реализация которого планируется в период до 2024 году; развитие ВИЭ и низкоуглеродной экономики (реализация мероприятий глобального энергоперехода). Вместе с тем инновационные сегменты нуждаются в дополнительных преференциях, государственных и частных инвестициях.


С учетом результатов типологии Республики Дагестан по структурноотраслевому признаку необходимо иметь в виду следующие современные особенности отечественной и региональной экономики и значимые структурноотраслевые сдвиги как в среднесрочной, так и в долгосрочной перспективе.


1. В мировой, российской и региональной экономике все больше будут проявляться тенденции реиндустриализации и модернизации действующих предприятий на базе новых технологий. То есть остается запрос на современную индустриальную экономику.


Республике Дагестан также необходимо сохранить и развивать индустриальную ориентацию экономики. При этом базисными составляющими промышленности будут традиционные для региона предприятия обороннопромышленного комплекса, производства и передачи топливно-энергетических ресурсов, переработки сельскохозяйственной продукции, производства стройматериалов, стекольной промышленности. Поддерживающими новыми отраслями выступят динамично развивающиеся отрасли переработки полимерных материалов, обувной и мебельной промышленности, производства минеральных удобрений и др. То есть базовые отрасли экономики будут дополняться современными новыми отраслями.


2. Интересы обеспечения продовольственной безопасности страны, рост мирового спроса на продовольствие и выход Российской Федерации на лидирующие позиции на мировом рынке продукции сельского хозяйства диктуют необходимость поддержки субъектов Российской Федерации (в том числе Республики Дагестан), которые специализируются на производстве продукции АПК. Республика Дагестан в период до 2030 года усилит свои лидирующие позиции в отдельных сегментах АПК Российской Федерации. В этих целях необходима реализация аграрной политики Республики Дагестан с акцентом на развитие гидромелиорации и перерабатывающих производств, создание новых продуктов.


3. В силу нарастания неопределенности геополитических процессов и различных угроз, включая пандемические, а также санкционного давления на Российскую Федерацию, возрастает значение Республики Дагестан как региона, имеющего потенциал динамичного развития туристско-рекреационного комплекса. Реализации этого потенциала способствует организация 5 кластеров в сфере туризма и рекреации Республики Дагестан.


4. Важное значение имеет существенный потенциал Республики Дагестан в развитии тесно сопряженных с туристско-рекреационным комплексом других отраслей рыночного сегмента услуг (образование, здравоохранение, строительство, торговля, транспорт и связь и др.), а также цифровизация общественноэкономических процессов. Значимым и поддерживающим для туристской отрасли сегментом является креативная индустрия региона.


5. Республика Дагестан, как и другие регионы с диверсифицированной и относительно развитой экономикой, может позволить сетевую модель территориально-экономической организации, характеризующуюся гибкой специализацией и способностью к инновациям, базирующуюся на мобилизации ресурсов за счет повышения уровня кластеризации секторов. Этому способствуют управленческие решения органов власти, организационная и финансовая поддержка динамично развивающихся сегментов.


6. Территориальные аспекты развития сельского хозяйства и промышленности, а также других отраслей необходимо рассматривать по территориальным и экономическим зонам, в разрезе видов экономической деятельности. При определении перспектив территориальной организации за основу принимаются позиции: относительно высокий технический и экспортный потенциал, наличие и качество необходимых ресурсов; развитие логистики; организационно-хозяйственные связи и бизнес-связи на региональном рынке, в отдельных случаях - на страновом уровне и международных рынках.


7. Социально-экономическое развитие Республики Дагестан во многом будет зависеть от того, насколько широко в регионе будут представлены банковские, страховые, консультационные, инвестиционные и другие институты - именно они способствуют внедрению инновационных идей, гибкости и адаптивности экономического комплекса.