Согласно Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 года N 207-р) Махачкалинская агломерация отвечает требованиям категории "крупная городская агломерация" - совокупность компактно расположенных населенных пунктов и территорий между ними с общей численностью населения 500 тыс. человек - 1000 тыс. человек, связанных совместным использованием инфраструктурных объектов и объединенных интенсивными экономическими, в том числе трудовыми, и социальными связями.
Суммарная численность населенных пунктов и муниципальных районов Махачкалинской агломерации на 1 января 2021 года составила 980 тыс. человек. При этом, согласно Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года (приложение N 3), ГО с внутригородским делением "город Махачкала" включен в группу перспективных центров экономического роста субъектов Российской Федерации, которые обеспечат вклад в экономический рост Российской Федерации от 0,2% до 1% ежегодно, в состав городов и прилегающих к ним муниципальных образований с общей численностью населения более 500 тыс. человек, образующих крупные городские агломерации и крупнейшие городские агломерации.
Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года требует обеспечить сбалансированное пространственное развитие территорий, входящих в состав крупных городских агломераций и крупнейших городских агломераций, за счет содействия межмуниципальному взаимодействию в целях формирования документов стратегического планирования, формирования единой градостроительной политики, решения общих социально-экономических, инфраструктурных и экологических проблем.
Под Махачкалинской агломерацией (далее - МА) понимается часть территории Республики Дагестан, образованная ГО "город Махачкала", ГО "город Каспийск", частью территорий муниципальных районов "Карабудахкентский район" и "Кумторкалинский район". Основные организационно-технические решения, направления и проекты развития МА планируются включить в Программу развития агломерации в 2023 - 2030 гг.
Ситуация в ГО "город Махачкала" крайне сложная во всех сферах и находится под воздействием совокупности факторов, ограничивающих экономический рост: морально и физически устаревшая материально-техническая база производств, высокий уровень износа основных фондов инфраструктуры, значительная безработица, потеря налаженных рынков сбыта, нерешенность земельных вопросов, высокая доля теневой экономики, дефицит квалифицированных кадров, негативный имидж в СМИ, дефицит инвестиций.
В то же время развитие МА может стать прорывным проектом и локомотивом развития Дагестана, а моноцентричная городская агломерация - новым мегаполисом Российской Федерации. Для этого МА уже сегодня должна получить опережающее экономическое развитие территории, инфраструктуры, коммуникаций; ориентиры их планирования должны исходить из перспективной численности населения 1,5-2,0 млн человек.
При создании агломерации на горизонте до 2030 года на огромной территории актуальны также вопросы обеспечения экологических требований: сбор, утилизация ТКО, проблемы с качеством питьевой воды, задымленность и запыленность территории, антисанитария, недостаточные мощности очистных сооружений, незаконная застройка береговой полосы, парковых, бульварных территорий и нехватка зеленых зон.
Непосредственно на территории будущей агломерации реализуются еще три опорных проекта - дагестанский участок МТК "Север-Юг", создание базы военно-морского флота Российской Федерации в г. Каспийске, создание ТОР "Каспийск" и четыре крупных инфраструктурных проекта - реконструкция аэропорта, реконструкция морского торгового порта, реконструкция федеральной трассы "Кавказ", создание крупного мусороперерабатывающего комплекса.
МА имеет следующий потенциал интенсивного развития в период до 2030 года:
площадь территории составляет 3,1 тыс. кв. км, при этом агломерация имеет существенный потенциал расширения территории в будущем;
потенциал роста численности населения (оценочно, к 2030 году население агломерации достигнет 1,2 млн человек);
историко-культурный и туристско-рекреационный потенциал с развитием санаторно-курортной, гостиничной и развлекательной индустрии;
потенциал пространственного, территориального планирования и градостроительного зонирования с созданием городов-спутников и зеленого каркаса территории;
потенциал развития социального комплекса и единого социокультурного пространства с повышением качества городской среды;