Компримированный природный газ получают на автомобильных газонаполнительных компрессорных станциях путем подготовки и компримирования (сжатия) природного газа, поступающего по магистральным газопроводам. Очень часто автомобилисты называют компримированный природный газ "метаном", потому что в природном газе основная доля (до 98%) приходится именно на этот газ. При замене бензина на природный газ выброс токсических составляющих в окружающую среду в среднем снижается: оксид углерода в 8 раз, углеводород в 3 раза, оксид азота в 2 раза, дымности в 9 раз.
Внедрение газа как вида моторного топлива для автотранспортных средств на территории республики не может быть осуществлено достаточно быстро без вмешательства государства, без выработки и реализации государственной политики, без формирования стимулов и принятия организационных мер. Первоочередными мерами перевода автотранспортных средств на использование газа в качестве моторного топлива могут быть: разработка мер и механизмов экономического стимулирования потребителей газомоторного топлива, расширение сети газонаполнительных станций.
В настоящее время в Республике Калмыкия насчитывается около 111 тыс. единиц автотранспортных средств (из них 71% легковой транспорт). При этом ежегодно их количество в Республике Калмыкия увеличивается на 2 - 4 процента.
В качестве моторного топлива автотранспортными средствами используются в основном светлые нефтепродукты (бензин и дизельное топливо). Незначительную долю занимает газообразное топливо (сжиженный углеводородный газ, компримированный природный газ), используемое в основном владельцами пассажирских и личных автотранспортных средств.
В 2015 году парк автотранспортных средств Республики Калмыкия использовал более 220 тыс. тонн традиционного моторного топлива. Суммарные затраты собственников автотранспортных средств на приобретение такого количества топлива составили более 6,9 млрд рублей.
Учитывая, что в себестоимости продукции (товаров, услуг) затраты на приобретение моторного топлива могут достигать более 30 процентов, использование более дешевого альтернативного вида моторного топлива в условиях сложного финансового состояния предприятий и организаций, в том числе бюджетных, имеет важное социально-экономическое значение.
Компримированный природный газ является самым дешевым альтернативным видом моторного топлива. Отечественная и зарубежная практика подтверждает его эксплуатационные и экологические преимущества при использовании в качестве моторного топлива для двигателей внутреннего сгорания. Прежде всего, это сокращение эксплуатационных затрат, снижение выбросов автотранспортными средствами вредных (загрязняющих) веществ, замещение соответствующего количества нефтяных видов моторного топлива.
Преимущества компримированного природного газа перед бензинами и дизельным топливом следующие:
отсутствие в газе вредных примесей, разрушающих двигатель и каталитический нейтрализатор;
относительно невысокая стоимость газа (в 2 - 3 раза дешевле бензина и дизельного топлива) и короткий срок окупаемости стоимости газобаллонного оборудования и его установки;
уменьшение износа двигателя, отсутствие детонации при работе двигателя, уменьшение шума на 7 - 9 децибел;
увеличение пробега до 1000 км на одной заправке за счет использования двухтопливной системы.
Кроме экономических показателей неоспоримым преимуществом использования компримированного природного газа в качестве моторного топлива является его экологичность. Следует отметить, что основным источником загрязнения атмосферного воздуха на территории Республики Калмыкия являются выбросы автотранспортными средствами вредных (загрязняющих) веществ. Их доля в общем объеме выбросов вредных (загрязняющих) веществ составляет 91,7 процентов (42,533 тыс. тонн) и растет в количественном отношении. Расширение использования данного вида топлива позволит значительно снизить загрязнение окружающей среды выбросами автотранспортными средствами вредных (загрязняющих) веществ (в 1,5 - 2 раза уменьшается суммарная токсичность выхлопных газов, высокое содержание водорода в компримированном природном газе обеспечивает более полное его сгорание, что способствует снижению уровня угарного газа в выхлопных газах).
Использование компримированного природного газа не получило в Республике Калмыкия достаточно широкого распространения в силу отсутствия развитой сети автомобильных газонаполнительных компрессорных станций. Работа по переводу автотранспортных средств на использование компримированного природного газа не носила системный и комплексный характер, практически не затрагивала бюджетные организации.