Развитие отраслей социальной сферы в прогнозируемом периоде будет определяться ходом реализации мероприятий федеральных и республиканских государственных программ, государственных национальных и региональных проектов и иных документов стратегического развития.
Потребность в развитии сети образовательных организаций во многом будет обусловлена тенденциями в демографическом развитии.
В связи с сохранением в течение последних лет динамики снижения рождаемости ожидается уменьшение численности детей в дошкольных образовательных организациях: с 50,8 тыс. человек в 2021 году до 43,9 тыс. человек в 2025 году. Сокращение контингента детей дошкольного возраста будет сопровождаться увеличением охвата дошкольным образованием детей от 0 до 3 лет и разгрузкой уплотненных групп в дошкольных образовательных учреждениях.
Также в силу демографических причин (достижение школьного возраста многочисленного контингента детей 2007 - 2014 годов рождения) численность обучающихся в общеобразовательных организациях будет расти в течение всего рассматриваемого периода и составит на конец 2023 года 121,9 тыс. человек, в 2024 году - 123,8 тыс. человек.
К 2025 году ожидается некоторое сокращение численности школьников до 122,6 тыс. человек. В последующие годы тенденция сокращения контингента школьников будет продолжена. Планируемое к созданию количество новых мест в общеобразовательных организациях позволит компенсировать прирост численности детского населения школьного возраста, в связи с чем ожидается ликвидация двухсменного режима обучения к концу 2025 года.
В среднесрочной перспективе основными направлениями работы по совершенствованию системы здравоохранения выступают ликвидация кадрового дефицита в медицинских организациях, обеспечение оптимальной доступности для населения медицинских организаций, оптимизация работы медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь.
Достижению поставленных целей будет способствовать решение задач по повышению доступности медицинской помощи и качественных лекарственных препаратов, предотвращению распространения заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Особые усилия будут приложены для модернизации первичного звена здравоохранения.
Будут внедряться современные информационные, телемедицинские технологии, создаваться персонализированная медицина, формироваться современные системы непрерывного медицинского образования.
Также будет продолжена работа по переориентации части объемов медицинской помощи на амбулаторно-поликлинический этап, широкому внедрению стационарозамещающих технологий, а также обеспечению преимущественного развития первичной медико-санитарной помощи, направленной на формирование здорового образа жизни и профилактику заболеваний.
Серьезную роль в развитии амбулаторного звена должен сыграть негосударственный сектор здравоохранения, в том числе функционирующий в рамках обязательного медицинского страхования. Продолжится работа по созданию экономических и организационных условий для привлечения бизнеса в здравоохранение, в том числе в рамках государственно-частного партнерства.
За счет создания новых диагностических подразделений как в государственных, так и в частных медицинских организациях, ожидается увеличение мощностей амбулаторно-поликлинических учреждений с 223 до 240 посещений в смену в расчете на 10000 жителей.
В результате улучшения диагностической и профилактической работы планируется снижение показателя обеспеченности больничными койками с 72,6 коек в расчете на 10000 жителей в 2021 году до 70,2 - в 2025 году.
В рамках национального проекта "Здравоохранение" планируются разработка и реализация мер по борьбе с онкологическими заболеваниями, сердечно-сосудистыми заболеваниями, развитию детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям.