В регионе 302 муниципальных детских сада, 225 дошкольных групп в 112 школах. В сфере общего образования в области в 2020 г. функционировало 275 общеобразовательных организации, из них 7 негосударственных и 9 школ-интернатов. Для детей с особыми образовательными потребностями функционируют 92 детских сада; 9 областных специальных общеобразовательных школ-интернатов; 3 муниципальные общеобразовательные организации.
Доступность дошкольного образования для детей младше 3 лет на конец 2020 г. составила 95,9% (РФ - 91,7%, ЦФО - 92,9%). В области в 14 из 20 муниципальных образований обеспечена 100-процентная доступность дошкольного образования для детей в возрасте до 3 лет. Наполняемость дошкольных образовательных организаций в среднем по области по итогам 2020 г. составила 110%. Наблюдается переуплотнение действующих организаций дошкольного образования в областном центре сверх санитарных нормативов в среднем от 10% до 40%.
Рост численности обучающихся общеобразовательных организаций в отдельных муниципальных образованиях Липецкой области обусловлен демографическими факторами.
Относительно низкая обеспеченность компьютерами в образовательных организациях (Липецкая область - 6,7 чел./комп., Российская Федерация - 6,4 чел./комп., ЦФО - 5,2 чел./комп.).
Степень износа основных фондов региональной системы образования Липецкой области составляет 49,1%.
В регионе функционируют и открываются новые классы разной профильной направленности: политехнической, гуманитарной, естественно-научной, социально-экономической, в том числе с участием предприятий-партнеров в рамках государственно-частного партнерства. Получило развитие сотрудничество с медицинскими университетами г. Воронежа и г. Рязани (медклассы), с Липецким педагогическим университетом им. П.П. Семенова-Тян-Шанского (педклассы). Также в области функционируют спортивные классы, кадетские классы, кадетская школа Липецкой области.
В регионе наблюдается отток высококвалифицированных педагогических кадров из системы образования, средний возраст учителей превышает 45 лет, при этом приток молодых специалистов в отрасль не превышает 10%. В настоящее время (2020-2021 учебный год) доля учителей в возрасте до 35 лет составляет 18% от общего количества. В связи с этим возникает необходимость привлечения большего числа молодых педагогов в отрасль.