Действующий

Стратегия социально-экономического развития Липецкой области на период до 2030 года


1.2. Общая оценка уровня конкурентоспособности Липецкой области в сравнении с другими регионами


Анализ позиций Липецкой области в рейтингах позволяет сделать выводы о "расстановке сил" среди регионов группы сравнения (регионов-лидеров и регионов со схожими социально-экономическими характеристиками), в том числе в разрезе ключевых факторов. Данный анализ производился в рамках ключевых российских региональных рейтингов, учитывающих широкий спектр факторов конкурентоспособности регионов: инвестиционная привлекательность, уровень ESG, социально-экономическое развитие, развитие инноваций. Основными критериями формирования перечня наиболее интересных и качественных региональных рейтингов являются:


- Методика составления рейтинга должна быть обоснованной, открытой, подробной и понятной для пользователей. Интерес представляют оценки и сравнения, выявляющие конкурентные преимущества и недостатки региона как в целом, так и отдельных секторов экономики, отраслей, хозяйственных комплексов, видов деятельности, ключевых предприятий и организаций, а также характеристики, на основании которых следует выстраивать систему целеполагания. В лучшую сторону выделяются рейтинги, отличающиеся комплексным по набору оценок характером.


- Для составления рейтинга должны использоваться достоверные адекватные данные, позволяющие формировать объективные оценки положения дел в той или иной сфере развития. Рейтинги, составленные преимущественно на основании одних экспертных оценок или сведений, предоставленных участниками рейтинга (т.е. теми, кого оценивают), в которых в той или иной мере присутствуют субъективные факторы, зачастую не могут объективно свидетельствовать о ситуации в регионе.


- Необходимо учитывать популярность и авторитетность рейтинга (его востребованность при проведении исследований и подготовке научных публикаций, посещаемость сайта в сети Интернет и тираж печатного издания, в которых опубликован рейтинг, место его первого представления, презентации, репутация организации - разработчика рейтинга и т.п.). Рейтинги должны быть сформированы компетентными и, желательно, независимыми организациями, имеющими хорошую репутацию.


- Рейтинг должен быть актуальным. Для оценки и сравнения различных объектов или явлений давность данных, на которых основан рейтинг, не должна превышать 3 - 5 лет.


- Наиболее качественные рейтинги должны демонстрировать динамику развития событий в ретроспективе нескольких лет. В этом случае пользователь имеет возможность сделать заключение о направлениях развития региона и процессах, протекающих в его внутренней среде.


Таблица 2 - Позиции Липецкой области в рейтингах

Наименование рейтинга

Липецкая область

Татарстан

Нижегородская область

Белгородская область

Воронежская область

Тульская область

Калужская область

Курская область

Рязанская область

Тамбовская область

Орловская область

Рейтинг субъектов РФ по уровню развития ГЧП

56

52

4

23

42

24

48

74

45

8

75

Рейтинг инвестиционной привлекательности

9

46

51

1

4

16

6

8

12

14

11

Национальный инвестиционный рейтинг

24

2

18

7

15

3

8

21

ESG-рейтинг российских регионов

3

1

49

42

12

22

10

5

16

61

63

Рейтинг социально-экономического положения субъектов РФ

24

5

14

18

20

27

26

35

45

55

63

Рейтинг инновационного развития субъектов РФ

24

3

5

19

21

18

11

55

23

44

46

Рейтинг конкурентоспособности регионов AV RCI

40

4

12

19

22

31

32

45

52

53

71


Рейтинг субъектов Российской Федерации по уровню развития государственно-частного партнерства (ГЧП). В соответствии с методикой уровень развития ГЧП в субъекте Российской Федерации определяется по итогам оценки трех факторов:


- Динамика реализации проектов ГЧП в отчетном году (2020 г.).


- Накопленный опыт реализации проектов ГЧП в предшествующие годы (до 2020 г.).


- Состояние нормативно-институциональной среды.


Базой для расчета значений первых двух факторов является планируемый объем инвестиций в проект, который корректируется на коэффициенты типа, стадии и срока реализации проекта. Источником данных являются сведения о проектах, внесенные в ГАС "Управление". Приоритет при расчете значений первых двух факторов отдается регионам, реализующим длительные проекты в рамках концессионных соглашений и соглашений о ГЧП, МЧП с наибольшим объемом законтрактованных инвестиций. Для расчета значения третьего фактора используются показатели количества соглашений, действие которых досрочно прекращено по вине публичной стороны; доли соглашений, заключенных в рамках конкурсных процедур; длительности подписания соглашений, а также качественные оценки, представленные независимыми экспертными организациями.


В рейтинге субъектов Российской Федерации по уровню развития ГЧП в 2020 г. Липецкая область занимает 55 место (+1 место относительно 2019 г.). При этом в 2018 г. Липецкая область занимала 39 место. По результатам оценки динамики реализации проектов ГЧП в 2020 г. Липецкая область занимает 62 место (объем инвестиций по проектам ГЧП 5 млн. руб.). По результатам оценки накопленного опыта реализации проектов ГЧП до 2020 г. Липецкая область занимает 74 место. По состоянию институциональной среды Липецкая область заняла 64 место.