1.2. Общая оценка уровня конкурентоспособности Липецкой области в сравнении с другими регионами
Анализ позиций Липецкой области в рейтингах позволяет сделать выводы о "расстановке сил" среди регионов группы сравнения (регионов-лидеров и регионов со схожими социально-экономическими характеристиками), в том числе в разрезе ключевых факторов. Данный анализ производился в рамках ключевых российских региональных рейтингов, учитывающих широкий спектр факторов конкурентоспособности регионов: инвестиционная привлекательность, уровень ESG, социально-экономическое развитие, развитие инноваций. Основными критериями формирования перечня наиболее интересных и качественных региональных рейтингов являются:
- Методика составления рейтинга должна быть обоснованной, открытой, подробной и понятной для пользователей. Интерес представляют оценки и сравнения, выявляющие конкурентные преимущества и недостатки региона как в целом, так и отдельных секторов экономики, отраслей, хозяйственных комплексов, видов деятельности, ключевых предприятий и организаций, а также характеристики, на основании которых следует выстраивать систему целеполагания. В лучшую сторону выделяются рейтинги, отличающиеся комплексным по набору оценок характером.
- Для составления рейтинга должны использоваться достоверные адекватные данные, позволяющие формировать объективные оценки положения дел в той или иной сфере развития. Рейтинги, составленные преимущественно на основании одних экспертных оценок или сведений, предоставленных участниками рейтинга (т.е. теми, кого оценивают), в которых в той или иной мере присутствуют субъективные факторы, зачастую не могут объективно свидетельствовать о ситуации в регионе.
- Необходимо учитывать популярность и авторитетность рейтинга (его востребованность при проведении исследований и подготовке научных публикаций, посещаемость сайта в сети Интернет и тираж печатного издания, в которых опубликован рейтинг, место его первого представления, презентации, репутация организации - разработчика рейтинга и т.п.). Рейтинги должны быть сформированы компетентными и, желательно, независимыми организациями, имеющими хорошую репутацию.
- Рейтинг должен быть актуальным. Для оценки и сравнения различных объектов или явлений давность данных, на которых основан рейтинг, не должна превышать 3 - 5 лет.
- Наиболее качественные рейтинги должны демонстрировать динамику развития событий в ретроспективе нескольких лет. В этом случае пользователь имеет возможность сделать заключение о направлениях развития региона и процессах, протекающих в его внутренней среде.
Таблица 2 - Позиции Липецкой области в рейтингах
Наименование рейтинга | Липецкая область | Татарстан | Нижегородская область | Белгородская область | Воронежская область | Тульская область | Калужская область | Курская область | Рязанская область | Тамбовская область | Орловская область |
Рейтинг субъектов РФ по уровню развития ГЧП | 56 | 52 | 4 | 23 | 42 | 24 | 48 | 74 | 45 | 8 | 75 |
Рейтинг инвестиционной привлекательности | 9 | 46 | 51 | 1 | 4 | 16 | 6 | 8 | 12 | 14 | 11 |
Национальный инвестиционный рейтинг | 24 | 2 | 18 | 7 | 15 | 3 | 8 | 21 | |||
ESG-рейтинг российских регионов | 3 | 1 | 49 | 42 | 12 | 22 | 10 | 5 | 16 | 61 | 63 |
Рейтинг социально-экономического положения субъектов РФ | 24 | 5 | 14 | 18 | 20 | 27 | 26 | 35 | 45 | 55 | 63 |
Рейтинг инновационного развития субъектов РФ | 24 | 3 | 5 | 19 | 21 | 18 | 11 | 55 | 23 | 44 | 46 |
Рейтинг конкурентоспособности регионов AV RCI | 40 | 4 | 12 | 19 | 22 | 31 | 32 | 45 | 52 | 53 | 71 |
Рейтинг субъектов Российской Федерации по уровню развития государственно-частного партнерства (ГЧП). В соответствии с методикой уровень развития ГЧП в субъекте Российской Федерации определяется по итогам оценки трех факторов:
- Динамика реализации проектов ГЧП в отчетном году (2020 г.).
- Накопленный опыт реализации проектов ГЧП в предшествующие годы (до 2020 г.).
- Состояние нормативно-институциональной среды.
Базой для расчета значений первых двух факторов является планируемый объем инвестиций в проект, который корректируется на коэффициенты типа, стадии и срока реализации проекта. Источником данных являются сведения о проектах, внесенные в ГАС "Управление". Приоритет при расчете значений первых двух факторов отдается регионам, реализующим длительные проекты в рамках концессионных соглашений и соглашений о ГЧП, МЧП с наибольшим объемом законтрактованных инвестиций. Для расчета значения третьего фактора используются показатели количества соглашений, действие которых досрочно прекращено по вине публичной стороны; доли соглашений, заключенных в рамках конкурсных процедур; длительности подписания соглашений, а также качественные оценки, представленные независимыми экспертными организациями.
В рейтинге субъектов Российской Федерации по уровню развития ГЧП в 2020 г. Липецкая область занимает 55 место (+1 место относительно 2019 г.). При этом в 2018 г. Липецкая область занимала 39 место. По результатам оценки динамики реализации проектов ГЧП в 2020 г. Липецкая область занимает 62 место (объем инвестиций по проектам ГЧП 5 млн. руб.). По результатам оценки накопленного опыта реализации проектов ГЧП до 2020 г. Липецкая область занимает 74 место. По состоянию институциональной среды Липецкая область заняла 64 место.