Действующий

Стратегия социально-экономического развития Липецкой области на период до 2030 года


5.3.2.1. Текущая ситуация


Липецкая область имеет относительно развитую транспортную систему. Регион занимает 2-3 места среди регионов группы сравнения по показателям обеспеченности территории и населения железными и автомобильными дорогами, значения показателей существенно выше средних по Центральному федеральному округу и по Российской Федерации. Важнейшими транспортными узлами области являются города Липецк, Грязи, Елец. Автомобильный транспорт является ключевым элементом транспортной системы Липецкой области. В регионе сформирована развитая дорожная сеть, общая протяженность дорог федерального и регионального значения с твердым покрытием в Липецкой области составляет 5 417,4 км. Густота железнодорожных путей общего пользования составляет 315 км на 10 000 кв. км территории, что почти в полтора раза больше, чем в среднем по ЦФО. Липецкая область находится на пересечении двух направлений транспорта газа системы газопроводов "Северный Кавказ - Центр", снабжающую газом центральные районы России, в том числе Москву и Московскую область, а также системы газопроводов Ужгородского коридора. Воздушный транспорт в Липецкой области представлен международным аэропортом "Липецк".


Всего отгрузка подкомплекса "Транспортировка и хранение" выросла с 14,7 млрд. руб. в 2015 г. до 22,0 млрд. руб. в 2020 г. Инвестиции в данный подкомплекс в 2020 г. составили 9,9 млрд. руб. Автомобильный транспорт Липецкой области осуществляет главным образом внутриобластные перевозки грузов и пассажиров. 90% всех пассажирских перевозок в Липецкой области приходится на долю автомобильного транспорта. На протяжении последних 3 лет (2019-2021 гг.) наблюдается снижение объема перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования. Объем перевозок пассажиров железнодорожным транспортом в 2021 г. составил 710 тыс.чел. Область имеет более низкие показатели пассажирских перевозок железнодорожным транспортом по сравнению с другими областями Центрального Черноземья. Растет объем перевозок пассажиров воздушным транспортом. В сфере грузовых перевозок железнодорожным транспортом, с 2019 по 2020 гг. отмечается увеличение объема погрузочно-разгрузочных работ (на 4,4%) и перевозок грузов (на 4,2%). Грузооборот железнодорожного транспорта (с учетом транзитного грузооборота) в 2021 г. составил 12,72 млрд. т-км (прирост по сравнению с 2020 г. +17,3%). Среднесписочная численность работников подкомплекса "Транспортировка и хранение" составляет около 17,4 тыс. чел. В среднем в складском хозяйстве и вспомогательной транспортной деятельности было занято 7,7 тыс. чел. по состоянию на 2020 г.; в деятельности сухопутного и трубопроводного транспорта - 11,1 тыс. чел.


Конкурентные преимущества:


- Выгодное географическое положение, близость к основным транспортным магистралям, удобная логистика в сторону Москвы и Московской области, размещение на пересечении коридоров "Север - Юг" и "Восток - Запад".


- Развитая автотранспортная инфраструктура. Высокая обеспеченность транспортными магистралями, близость федеральных трасс.


- Благоприятный рельеф местности и геологические условия.


- Относительно высокий уровень развития информационных технологий на транспорте, выраженный в реализации ряда прорывных цифровых решений, таких как: работа в рамках ГИС Липецкой области модуля "Транспорт"; внедрение системы автоматического контроля за специализированной техникой; внедрение автоматизированной системы управления дорожным движением (АСУДД) в г. Липецке; внедрение "умных светофоров".


- Наличие международного аэропорта.


- Наличие широкого рынка сбыта продукции АПК в радиусе плеча реализации (перерабатывающие предприятия, конечные потребители).


- Существующий высокий уровень развития транспортной системы и охват транспортной сети.


- Наличие профильных образовательных учреждений и относительно высокий уровень развития информационных технологий на транспорте.


Ключевые проблемы:


- Недофинансирование транспортной инфраструктуры.


- Дефицит кадров массовых профессий. Отток высококвалифицированных кадров из инфраструктурных отраслей.