Одной из важных составляющих Стратегии социально-экономического развития является оценка пространственного потенциала региона и подготовка предложений по оптимизации сложившейся пространственной структуры с учетом исторических предпосылок, сильных сторон, преимуществ, вызовов и ограничений использования территории. Результатом анализа является дифференциация региона по уровню и потенциалу социально-экономического развития, закрепление основных территорий-драйверов развития, выработка градостроительной политики региона в отношении отдельных ареалов (агломераций и других пилотных территорий). Принятые политики являются базисом для актуализации или разработки стратегических документов в сфере управления развитием территории следующего уровня (схем территориального планирования, генеральных планов поселений) и учитываются в отраслевых программах.
Пространственная организация региона рассматривается на нескольких уровнях: макроуровне - в контексте международных и внутрироссийских взаимосвязей, мезоуровне - в увязке процессов взаимодействия с соседними регионами без учета административных границ, микроуровне, включающем исследования межмуниципального взаимодействия.
Регион имеет выгодное экономико-географическое положение. Основными факторами, характеризующими преимущества локации территории, является кратчайшая транспортная связность со столичным регионом, связность с центрами практически всех регионов Российской Федерации, комфортные природно-климатические условия для жизни и ведения хозяйственной деятельности.
Через территорию Липецкой области планируется прохождение международного транспортного коридора (МТК) "Север - Юг" (NS), позволяющего региону встроиться в систему экономических связей со странами Северо-Западной Европы, Средней Азии, Ближнего Востока и Южной Азии (Рисунок 23).
Липецкая область в международном и макрорегиональном пространстве находится в центре Европейской части России и стран СНГ, что позволяет региону развивать воздушные сообщения на многих международных и региональных направлениях.
Широтные и меридиональные транспортные коридоры: автодороги М-4 "Дон", Р-119, Р-204, Р-205, Р-126, три железнодорожные магистрали, связывающие Москву с промышленными центрами юга России - Воронежом и Ростовом, с Северным Кавказом и Поволжьем, с западными городами: Орлом, Брянском, Смоленском, а также с Донбассом, в совокупности с плотной системой расселения формируют устойчивый пространственный каркас центральной части России, а территория Липецкой области является частью этого густонаселенного староосвоенного региона. Международные и федеральные транспортные коридоры обеспечивают выход к рынкам Западной Европы, Азии, Ближнего и Дальнего Востока.
Липецкая область, имея огромный сельскохозяйственный потенциал, может именоваться житницей не только России, но и многих государств, не имеющих таких конкурентных преимуществ как черноземные почвы и комфортный для ведения сельского хозяйства климат.
Рисунок 23 - Липецкая область в международном и макрорегиональном пространстве
Опорный каркас региона представлен плотной равномерно распределенной исторически сложившейся системой расселения и развитыми связями. Липецкая область имеет схожие с соседними регионами проблемы и вызовы долгосрочного развития, в целом, характерные для всего Центрально-Черноземного макрорегиона.
Специфичность проблем формирования территориальной структуры, а соответственно и возможностей социально-экономического развития отдельных территорий и муниципалитетов, вытекает из особенностей формирования Липецкой области, образованной в 1954 г. на основе территориальных преобразований Воронежской, Рязанской, Орловской и Курской областей. Так, периферийные районы Липецкой области большего бюджетного дотирования по сравнению с районами, расположенными рядом с Липецком. Данные районы как были аутсайдерами на периферии Курской, Орловской, Тульской, Рязанской областей, так и остались на тех же позициях крайних удаленных от "точек кипения" муниципалитетов. В отсутствие экономических стейкхолдеров и крупных инфраструктурных объектов таким образованиям сложно развиваться самостоятельно.
Область имеет хорошо развитую речную сеть, вдоль которой, исторически формировалась система расселения и активная хозяйственная деятельность.
На территории Липецкой области расположено 1 600 населенных пунктов, из которых лишь 17 имеют численность более 5 000 человек. Согласно данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Липецкой области, на 1 января 2021 г. в регионе 121 населенный пункт не имеет постоянно проживающего населения (нулевая численность). Около 200 населенных пунктов имеют численность менее 10 человек. Тем не менее, многие из данных населенных пунктов не являются совершенно необитаемыми. Часть из них используется в качестве сезонного жилья (дач, огородов).
Региональная транспортная сеть, представленная железнодорожной инфраструктурой и автомобильными дорогами, имеет достаточную плотность, связывает все поселения между собой. Строительство дорог в регионах Центрального Черноземья не требует применения особенно сложных технологий благодаря относительно спокойному рельефу местности и неосложненным инженерно-геологическим условиям, что является благоприятным фактором для дальнейшего совершенствования дорожной сети.
Опорный каркас региона имеет устойчивую пространственную структуру, фиксируется основными узлами исторической системы расселения и развитыми мультимодальными коридорами (Рисунок 24).