МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ

от 29 декабря 2021 года N 01/3310


Об утверждении Концепции (обновленной) информационной политики в системе образования Челябинской области



В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.05.2017 N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы", национальным проектом "Образование", приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 02.12.2019 N 649 "Об утверждении целевой модели цифровой образовательной среды"


ПРИКАЗЫВАЮ:


1. Утвердить прилагаемую Концепцию (обновленную) информационной политики в системе образования Челябинской области (далее - Концепция).


2. Государственному бюджетному учреждению дополнительного профессионального образования "Региональный центр оценки качества и информатизации образования" (Барабас А.А.) организовать работу по выполнению Дорожной карты реализации Концепции.


3. Рекомендовать руководителям органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, руководителям образовательных организаций Челябинской области использовать в работе утвержденную настоящим приказом Концепцию как стратегию развития механизмов управления качеством образования на основе системной работы в условиях цифровой трансформации образования.


4. Контроль исполнения приказа возложить на первого заместителя Министра Коузову Е.А.



Министр образования и науки
Челябинской области
А.И.КУЗНЕЦОВ



Утверждена
приказом
Министерства образования и науки
Челябинской области
от 29 декабря 2021 г. N 01/3310



Концепция (обновленная) информационной политики в системе образования Челябинской области


1. Актуальность обновления Концепции информационной политики в системе образования Челябинской области


В Челябинской области единство системы оценки качества образования обеспечивается интегративным развитием механизмов управления качеством образования. В данном случае тактическим механизмом работы является применение "сквозных" концепций, процедур, технологических процессов, модельных управленческих решений.


Разработанная в 2018 году Концепция информационной политики в системе образования Челябинской области (далее - Концепция) являлась одной из "сквозных" концепций, которая направлена на обеспечение эффективного функционирования и развития целостной информационно-коммуникационной инфраструктуры системы образования Челябинской области, обеспечивающей конструктивное взаимодействие ее пользователей (органов управления, образовательных организаций, представителей профессионального педагогического сообщества и общественности) при принятии компетентных управленческих решений, направленных на обеспечение качества образования в регионе <1>.


________________


<1> Об утверждении Концепции информационной политики в системе образования Челябинской области: приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 18.12.2018 N 03/3669 - URL: https://rcokio.ru/files/upload/oib/concept.pdf/(дата обращения 13.12.2021).


Следовательно, на региональном уровне она выступала комплексным механизмом эффективного формирования и функционирования информационной образовательной среды. Реализация поставленной цели осуществлялась через решение совокупности задач (направлений), позволяющих:


1) определить стратегические приоритеты информационной политики в системе образования Челябинской области, формирующей единые подходы, области компетенций пользователей информационно-коммуникационной инфраструктуры системы образования Челябинской области;


2) спроектировать и обеспечить функционирование (через организационно-мотивационные механизмы) целостной системы информационно-коммуникационной инфраструктуры системы образования Челябинской области с выделением объектов информатизации;


3) разработать и осуществить мониторинг функционирования целостной системы информационно-коммуникационной инфраструктуры системы образования Челябинской области на основе единых подходов к оценке результативности и эффективности информационной политики на региональном, муниципальном и институциональном уровнях управления;


4) осуществить анализ и оценку результативности и эффективности информационной политики в обеспечении качества образования в системе образования Челябинской области.


Кроме того, были проведены анализ и систематизация информационно-коммуникационной инфраструктуры системы образования Челябинской области, с определением объектов и субъектов (пользователей) информационной политики. Задана этапность реализации мероприятий Концепции на среднесрочную перспективу. Для достижения показателей был сформирован комплекс мероприятий, выполнение которых было определено дорожной картой по реализации Концепции, а также уровень достижения ожидаемых результатов формировался совокупностью индикативных показателей по каждому из направлений Концепции.


В процессе реализации определенных Концепцией направлений были разработаны документы, обеспечивающие управление реализацией информационной политики в системе образования Челябинской области. Основополагающим документом являлась Модель компетенций в области формирования и реализации информационной политики в системе образования Челябинской области (далее - Модель компетенций), целью которой являлось системное представление нормативных требований, определяющих компетенции субъектов управления функционированием и развитием информационно-коммуникационной инфраструктуры (далее - ИК-инфраструктура), а также определение механизмов реализации данных нормативных требований. Согласно данной Модели компетенций были разработаны типовые (модельные) документы, которые обеспечивали реализацию Концепции информационной политики как на муниципальном уровне, так и на уровне образовательной организации. Реестр документов, разработанных в рамках реализации Концепции в период с 2018 по 2021 годы, представлен в приложении 1.


Инструментом для получения достоверной информации (в том числе в динамике) о состоянии объектов информационно-коммуникационной инфраструктуры системы образования Челябинской области выступал мониторинг результативности функционирования целостной системы информационно-коммуникационной инфраструктуры системы образования Челябинской области. Результаты данного мониторинга (в динамике двух лет - 2020 и 2021 годы) демонстрируют быстрое развитие состояния функционирования ИК-инфраструктуры системы образования.


Таким образом, поставленные задачи на период реализации Концепции являются выполненными, так как:


1) определены стратегические приоритеты информационной политики в системе образования Челябинской области, формирующей единые подходы, области компетенций пользователей ИК-инфраструктуры системы образования Челябинской области;


2) спроектировано и обеспечено функционирование (через организационно-мотивационные механизмы) целостной системы ИК-инфраструктуры системы образования Челябинской области с выделением объектов информатизации, требующих управленческих и технологических решений для их интеграции;


3) разработан и осуществлен мониторинг функционирования целостной системы ИК-инфраструктуры системы образования Челябинской области;


4) осуществлен анализ и оценка результативности и эффективности информационной политики.


В контексте реализации задач государственной информационной политики, связанных с созданием новых процедур, регламентов работы, внедрением подходов управления, основанных на использовании данных, инструментов и сервисов электронного правительства, следует отметить, что данные группы соотносятся с направлениями реализации Концепции информационной политики в системе образования Челябинской области. Но, в то же время, требуется их уточнение и приведение в соответствие с федеральными и региональными проектами в рамках реализации приоритетных направлений государственной информационной политики.


2. Основания обновления Концепции информационной политики в системе образования Челябинской области


Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы <2> определяет цели, задачи и меры по реализации внутренней и внешней политики Российской Федерации в сфере применения информационных и коммуникационных технологий, направленных на развитие информационного общества, формирование национальной цифровой экономики, обеспечение национальных интересов и реализацию стратегических национальных приоритетов.


________________


<2> О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы: Указ Президента РФ от 09.05.2017 N 203. - URL: http://static.kremlin.ru/media/acts/files/0001201705100002.pdf (дата обращения 13.12.2021).


Одним из условий решения данных задач в сфере образования является создание условий для внедрения к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей формирование ценности к саморазвитию и самообразованию у обучающихся образовательных организаций всех видов и уровней, путем обновления информационно-коммуникационной инфраструктуры, подготовки кадров, создания федеральной цифровой платформы <3>.


________________


<3> Паспорт федерального проекта "Цифровая образовательная среда": утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 N 16. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_319308/dl722411897388bd624f0ccc7b030532423ce21b (дата обращения 13.12.2021).


Федеральный проект "Цифровая образовательная среда" в рамках реализации национального проекта "Образование" направлен на создание и развитие в образовательных организациях цифровой образовательной среды (далее - ЦОС), а также обеспечение реализации цифровой трансформации системы образования.


Разработана целевая модель цифровой образовательной среды, которая способствует:


повышению качества знаний, совершенствованию умений, навыков, компетенций и квалификации;


управлению собственными данными в электронной форме;


предоставлению государственных (муниципальных) услуг и исполнению государственных (муниципальных) функций в сфере образования;


построению индивидуального учебного плана;


осуществлению мониторинга освоения образовательных программ с использованием средств обучения и воспитания, представленных в электронном виде, в том числе электронных образовательных и информационных ресурсов, средств определения уровня знаний и оценки компетенций, а также иных объектов, необходимых для образовательной деятельности в ЦОС;


объективному оцениванию знаний, умений, навыков и достижений обучающихся <4>.


________________


<4> Об утверждении целевой модели цифровой образовательной среды: приказ Минпросвещения России от 02.12.2019 N 649. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73235976/(дата обращения 13.12.2021).


Таким образом, государственная информационная политика, предусматривающая цифровую трансформацию отрасли образования, должна затрагивать широкий круг вопросов, включая цифровизацию управляющих и операционных процессов, создание новых процедур, регламентов работы и совершенствование уже существующих, внедрение в образовательных организациях подходов управления, основанных на использовании данных, инструментов и сервисов электронного правительства, внедрение цифровых инструментов специализированного, учебного и общего назначения <5>, а также реализацию мероприятий по внедрению Целевой модели цифровой образовательной среды.


________________


<5> Трудности и перспективы цифровой трансформации образования/под ред. А.Ю. Уварова, И.Д. Фрумина. - URL: https://rcokio.ru/files/upload/nmd/cifra_text.pdf (дата обращения: 13.12.2021).


Определенные задачи государственной информационной политикой должны быть отображены во второй редакции в реализуемой в Челябинской области с 2018 года Концепции информационной политики в системе образования Челябинской области (Концепция) <6>.


________________


<6> Об утверждении Концепции информационной политики в системе образования Челябинской области: приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 18.12.2018 N 03/3669. - URL: https://rcokio.ra/izdatelstva/rsoko/kontseptsija-informatsionnoj-politiki-v-sisteme-obrazovanija-cheljabin/(дата обращения 13.12.2021).


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»