ПРАВИТЕЛЬСТВО АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 октября 2022 года N 787-пп


О внесении изменений в государственную программу Архангельской области "Управление государственными финансами и государственным долгом Архангельской области"



В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 33 Федерального закона от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", подпунктом 1 пункта 1 статьи 34 Устава Архангельской области, Порядком разработки и реализации государственных программ Архангельской области, утвержденным постановлением Правительства Архангельской области от 10 июля 2012 года N 299-пп, Правительство Архангельской области постановляет:


1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в государственную программу Архангельской области "Управление государственными финансами и государственным долгом Архангельской области", утвержденную постановлением Правительства Архангельской области от 11 октября 2013 года N 474-пп.


2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.



Первый заместитель Губернатора
Архангельской области -
председатель Правительства
Архангельской области
А.В.АЛСУФЬЕВ



Утверждены
постановлением Правительства
Архангельской области
от 06.10.2022 N 787-пп



ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ "УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ И ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ"


1. В паспорте государственной программы:


1) в позиции, касающейся сроков и этапов реализации государственной программы, цифры "2020 - 2024" заменить цифрами "2021 - 2025";


2) в позиции, касающейся объемов и источников финансирования государственной программы, цифры "34 043 042,3", "976 506,9" и "33 066 535,4" заменить соответственно цифрами "38 501 503,4", "955 693,0" и "37 545 810,4".


2. В абзаце девятом раздела I слова "консервативного либо умеренно-оптимистического прогноза" заменить словами "базового прогноза".


3. В разделе II:


1) в паспорте подпрограммы N 1:


а) в позиции, касающейся задач подпрограммы, слова "администратора расходов" заменить словами "распорядителя средств";


б) в позиции, касающейся сроков и этапов реализации подпрограммы, цифры "2020 - 2024" заменить цифрами "2021 - 2025";


в) в позиции, касающейся объемов и источников финансирования подпрограммы, цифры "2 435 312,6", "229 809,9" и "2 205 502,7" заменить соответственно цифрами "2 893 295,7", "238 788,0" и "2 654 507,7";


2) в подразделе 2.2:


а) в абзаце втором после слов "главного администратора доходов" дополнить словами "областного бюджета";


б) в абзаце шестом слова "на разработку" заменить словами "на совершенствование";


в) абзацы двенадцатый и тринадцатый изложить в следующей редакции:


"Современные методы управления общественными финансами подразумевают повышение прозрачности и открытости бюджетного процесса. Исполнение областного бюджета регулярно освещается на официальном сайте Правительства Архангельской области в сети "Интернет". Также ежегодно разрабатывается и размещается в сети "Интернет" брошюра "Бюджет для граждан", в которой наглядно и в доступной для восприятия населением форме продемонстрирована информация о бюджетном процессе, особенностях составления областного бюджета, доходах и расходах областного бюджета, государственных программах и реализации национальных проектов.


В целях выявления и распространения лучшей практики формирования бюджетов публично-правовых образований Архангельской области в формате, обеспечивающем открытость и доступность для граждан информации об управлении общественными финансами, проводится региональный конкурс проектов по представлению бюджета для граждан.";


3) в паспорте подпрограммы N 2:


а) в позиции, касающейся сроков и этапов реализации подпрограммы, цифры "2020 - 2024" заменить цифрами "2021 - 2025";


б) в позиции, касающейся объемов и источников финансирования подпрограммы, цифры "8 320 491,2" заменить цифрами "9 109 443,7";


4) подраздел 2.5 изложить в следующей редакции:


"2.5. Характеристика сферы реализации подпрограммы N 2, описание основных проблем



Причиной возникновения государственного долга Архангельской области является дефицит областного бюджета. При недостаточности доходных источников для исполнения принятых обязательств возникает необходимость привлечения заемных источников финансирования дефицита областного бюджета.


Архангельская область осуществляет долговую политику, которая заключается в реализации комплекса мер, направленных на обеспечение потребности Архангельской области в заемном финансировании, своевременное и полное исполнение государственных долговых обязательств при минимизации расходов на их обслуживание, поддержание объема и структуры обязательств, исключающих их неисполнение.


Архангельская область использует среднесрочные (от одного года до трех лет) возобновляемые кредитные линии кредитных организаций, которые позволяют путем оперативного управления займом минимизировать расходы областного бюджета, и привлекает бюджетные кредиты из федерального бюджета (стоимость которых меньше стоимости кредитов кредитных организаций), в том числе бюджетный кредит на пополнение остатков средств на едином счете бюджета.


Структура государственного долга Архангельской области




тыс. рублей

Наименование

На 1 января 2021 года (факт)

На 1 января 2022 года (факт)

сумма

процентов

сумма

процентов

1

2

3

4

5

Государственный долг

в том числе:

42 671 662,7

100

42 626 748,6

100

ценные бумаги

-

-

-

-

бюджетные кредиты, полученные от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации

18 671 662,7

44

27 776 748,6

65

кредиты, полученные в валюте Российской Федерации от кредитных организаций

24 000 000,0

56

14 850 000,0

35

государственные гарантии

-

-

-

-


Благодаря взвешенной долговой и бюджетной политике с 2016 по 2019 годы объем долговых обязательств области планомерно снижался (уменьшился на 7 млрд. рублей, или на 17 процентов).


Однако в 2020 году нестабильность на сырьевых рынках и распространение новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) привели к существенному сокращению собственных доходов областного бюджета. Наряду с сокращением собственных доходных источников потребность в бюджетных расходах выросла в связи с необходимостью направления дополнительных средств на борьбу с коронавирусной инфекцией и поддержку экономики, на финансовое обеспечение повышения средней заработной платы отдельных категорий работников в целях реализации указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597, от 1 июня 2012 года N 761, от 28 декабря 2012 года N 1688 и на реализацию региональных проектов.


Своевременное исполнение важнейших бюджетных обязательств в условиях 2020 года обеспечивалось в том числе привлечением коммерческих кредитов. В результате объем государственного долга Архангельской области вырос с 34,0 до 42,7 млрд. рублей (рост на 26 процентов), а его уровень - с 53 до 77 процентов.


В то же время в 2021 году дополнительное поступление собственных доходов областного бюджета и направление их части на погашение коммерческого долга позволило избежать роста объема государственного долга и существенно снизить относительный уровень государственного долга Архангельской области к собственным доходам. В результате за 2021 год государственный долг сократился с 42,7 до 42,6 млрд. рублей (на 0,1 процента), а его уровень - с 77 до 57 процентов.


Областной бюджет по собственным доходам на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов также сформирован с учетом постепенного роста.


Однако в связи необходимостью безусловного финансового обеспечения расходных обязательств, растущих темпами, опережающими рост доходов, в среднесрочной перспективе прогнозируется рост общего объема государственного долга Архангельской области.


В то же время для оптимизации структуры государственного долга и сокращения стоимости его обслуживания со стороны Российской Федерации реализованы следующие меры:


в 2020 - 2021 годах реструктуризирована до 2029 года задолженность по бюджетным кредитам, полученным в 2015 - 2017 годах на покрытие дефицита бюджета и в декабре 2020 года для погашения казначейского кредита (общий остаток задолженности на 1 января 2022 года - 14,6 млрд. рублей);


для погашения кредитов кредитных организаций в 2021 году получен федеральный бюджетный кредит в объеме 9,9 млрд. рублей со сроками погашения в 2025 - 2029 годах;


для погашения (возмещения средств, направленных на погашение) долговых обязательств субъекта Российской Федерации и муниципальных образований по рыночным заимствованиям, сложившихся на 1 января 2022 года и подлежащих погашению в марте - декабре 2022 года, в июне 2022 года получен федеральный бюджетный кредит в сумме 10,6 млрд. рублей (из них для муниципальных образований области - 1,6 млрд. рублей) со сроками погашения в 2025 - 2028 годах.


Данные меры поддержки со стороны Российской Федерации позволили существенно оптимизировать структуру государственного долга, снизить расходы на его обслуживание, а значит, высвободить ресурсы для решения наиболее актуальных первоочередных вопросов.


Исполнение всех долговых обязательств Архангельской области осуществляется в установленные сроки и в полном объеме. Запланированные параметры государственного долга Архангельской области не превышают ограничений, предусмотренных Бюджетным кодексом.


Система управления государственным долгом Архангельской области включает определение обоснованности заимствований, минимизацию расходов на обслуживание, обеспечение своевременного возврата полученных кредитов.


Областными законами об областном бюджете на финансовый год и на плановый период министерству финансов предоставляется возможность оперативно проводить операции по управлению государственным внутренним долгом Архангельской области, направленные на оптимизацию его структуры, а также на снижение стоимости заимствований, не приводящих к увеличению дефицита областного бюджета, верхнего предела государственного долга Архангельской области и расходов на обслуживание долговых обязательств.


В целях оптимизации управления государственным долгом необходимо:


1) поддержание объема и структуры государственного долга, исключающих неисполнение долговых обязательств;


2) обеспечение выполнения показателей, установленных Бюджетным кодексом в сфере государственных заимствований и управления государственным долгом;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»