Современная крупная этническая общность на территории Республики Бурятия - семейские - являются потомками старообрядцев, сосланных в Сибирь во второй половине XVIII века. Живут они по всей республике, компактно - в Тарбагатайском, Бичурском, Мухоршибирском, Заиграевском районах и городе Улан-Удэ, дисперсно - на территории других районов и городов. Они являются носителями уникального пласта русской культуры. Формирование его проходило при стечении таких условий и обстоятельств, которые в будущем не были повторены в этногенезе ни одной группы русского населения.
На новой территории проживания, за Байкалом, в иноэтническом, иноконфессиональном окружении вынужденные переселенцы не только не растеряли специфическую часть своей культуры, но и приумножили ее, сохранив для себя и своих потомков. Периодом расцвета семейской культуры считается вторая половина XIX века. В это время и светское, и религиозное направления достигли своего совершенства: непрерывно передавались от поколения к поколению культурные традиции, уклад жизни старообрядцев отличался своей специфичностью не только от жизнедеятельности местных жителей, но и во многом - от русских старожилов Забайкалья.
Неоднозначные изменения претерпела культура семейских за годы советской власти. С одной стороны - семейские сделали значительный шаг в деле приобщения к светской культуре, к ценностям современной цивилизации, с другой - такое приобщение было связано с ослаблением связи с духовным наследием своих предков. В те годы почти полностью в Забайкалье были уничтожены старообрядческие культовые сооружения: церкви, часовни, моленные дома (всего - 81, кроме Бичурского района). Из живой традиции почти полностью ушло ювелирное дело, роспись, ткачество. Мастера резьбы по дереву растеряли свои знания и умения.
Комплексное изучение культуры семейских не проводилось, кроме ограниченного, - в 1961 году. Социологические исследования, проведенные в 90-е годы в некоторых селах компактного проживания семейских, выявили, что сегодня этномаркирующим фактором культуры представителей этой этнической группы является преимущественно песенное искусство. Другие направления семейской культуры в Республике Бурятия нуждаются в целенаправленных программных действиях по их развитию на республиканском и местном уровнях.
Проблема состоит в существующем сегодня противоречии между созревшим высоким уровнем общественной потребности со стороны семейского населения в сохранении и развитии своей традиционной культуры и имеющимися недостаточными возможностями в реализации этой потребности.
Мероприятия подпрограммы направлены на:
- разработку и реализацию научно обоснованной концептуальной системы мер и механизмов государственного воздействия на процессы изучения, сохранения и развития культуры семейских Республики Бурятия;
- определение приоритетных направлений государственной политики с целью оптимизации процессов изучения, сохранения и развития семейской культуры;
- определение на основе научных данных собственной этнокультурной ниши культуры старообрядцев в рамках существования на территории Бурятии современного поликультурного пространства;
- разработку научной методики для определения оптимальных соотношений между новацией и традицией в процессах развития культуры семейских;
- формирование научного потенциала и материально-научной базы развития культуры семейских;
- сотрудничество в рамках государственной политики по культурному обмену между общественными организациями семейских Республики Бурятия и старообрядческими группами, проживающими в России, странах ближнего и дальнего зарубежья.
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы:
- число участников клубных формирований, занимающихся в объединениях, направленных на сохранение и развитие культуры старообрядцев (семейских) Забайкалья, в расчете на 1 тыс. человек - 43 человека.