Действующий

О Стратегии социально-экономического развития Омской области до 2030 года (с изменениями на 1 августа 2024 года)



4.2. Стимулирование экспорта продукции Омской области


Развитие межрегионального и международного сотрудничества является одним из важнейших факторов и актуальных задач экономического роста Омской области.


Это связано в первую очередь с активным развитием межрегиональных и международных связей, а также реализацией национального проекта "Международная кооперация и экспорт".


В целях реализации конкурентных преимуществ региональной экономики Омской области на международных рынках важным направлением является последовательная работа по увеличению объема несырьевого неэнергетического экспорта, а также поддержка экспортеров и вовлечение в экспортную деятельность новых экспортно ориентированных компаний, планирующих осуществлять экспорт продукции на зарубежные рынки.


Взаимодействие с российскими регионами и зарубежными странами осуществляется на основе соглашений и планов мероприятий по их реализации.


В настоящее время действуют 97 соглашений о сотрудничестве, в том числе 18 с иностранными партнерами.


Наиболее тесное сотрудничество осуществляется с регионами СФО (Новосибирская, Кемеровская области, Красноярский, Алтайский края) и Уральского федерального округа (Свердловская, Тюменская, Челябинская области), что объясняется географической близостью и плодотворным сотрудничеством на протяжении долгого времени. Значимыми партнерами Омской области являются также регионы Центрального федерального округа (Московская область и г. Москва).


Установленные Омской областью связи с регионами России в первую очередь направлены на удовлетворение потребностей Омской области в продукции, товарах, сырье и материалах, не производимых в регионе, и сбыте продукции, производимой в Омской области, в регионы, где существует такая потребность.


Основной задачей по развитию экспортного направления становится удержание существующих позиций Омской области на внешних рынках посредством сохранения, расширения ассортимента и увеличения объемов экспорта традиционных для региона видов продукции химической промышленности, агропромышленного комплекса, машиностроения и деревообрабатывающей промышленности, наращивания несырьевого экспорта с высокой долей переработки, а также расширения географии поставок.


Основными внешнеэкономическими партнерами Омской области являются:


1) страны Содружества Независимых Государств. Приоритетными иностранными партнерами Омской области из стран Содружества Независимых Государств являются: Республика Казахстан, Республика Беларусь, Республика Узбекистан, Киргизская Республика и Республика Армения. Перспективными странами для укрепления торгово-экономического сотрудничества являются Азербайджанская Республика и Республика Таджикистан;


2) азиатские страны. Основной внешнеторговый партнер Омской области из азиатских стран является Китайская Народная Республика. В перспективе налаживание долгосрочного торгово-экономического сотрудничества с Монголией и Социалистической Республикой Вьетнам позволит увеличить долю стран Азии во внешнеторговом обороте Омской области.


Новые контуры внешнеэкономической деятельности Омской области с учетом экономической специализации региона в будущем позволят проводить системную работу по расширению взаимной торговли со странами Ближнего Востока (Турецкая Республика, Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия), странами Африки (Арабская Республика Египет, Алжирская Народная Демократическая Республика, Южно-Африканская Республика), странами Южной Америки (Федеративная Республика Бразилия, Республика Эквадор, Республика Перу) и странами Европы (Венгрия, Республика Сербия).


Со стороны иностранных партнеров наблюдается высокий спрос на ассортимент следующих видов продукции, произведенных на территории Омской области: продукция машиностроительного комплекса (машины, оборудование и спецтехника), продукция агропромышленного комплекса (зерновые и зернобобовые культуры, масличные культуры, мука, комбикорма, молоко, кондитерские изделия, алкогольная и безалкогольная продукция), промышленные материалы (резинотехнические изделия и изделия из пластмасс), а также товары широкого потребления.


Перспективными направлениями для реализации на экспорт обладает: продукция химической промышленности (углерод, полипропилен, углеводороды ациклические, каучук), пищевая упаковка, корма, пиломатериалы, древесные плиты и фанера, а также машиностроительная продукция для авиационной промышленности.