Омская область относится к регионам, которыми превышен 50% уровень долговой нагрузки, являющийся на федеральном уровне основным критерием отнесения к группе субъектов Российской Федерации с высокой долговой устойчивостью.
По Российской Федерации по итогам 2020 года Омская область занимает 69-е место по величине государственного долга (16 регионов имеют больший объем государственного долга) и 60-е место по долговой нагрузке (25 регионов имеют большую долговую нагрузку).
Основными причинами роста государственного долга являются необходимость финансового обеспечения растущих первоочередных расходов бюджета в условиях недостаточных темпов роста доходов и, соответственно, увеличения дефицита областного бюджета.
Ограничения по уровню долговой нагрузки также жестко регламентируют параметры областного бюджета в рамках реструктуризации бюджетных кредитов, что не позволяет предусматривать в бюджете дефицит (в пределах норм, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации) для решения важнейших региональных вопросов.
Омская область принимает участие во всех федеральных направлениях повышения долгосрочной финансовой устойчивости регионов, реализуемых Правительством Российской Федерации.
Также регион активно участвует в мероприятиях по повышению бюджетной и финансовой грамотности населения Омской области.
В рейтинге среди субъектов Российской Федерации по открытости бюджетных данных регионом стабильно удерживаются высокие места. В 2020 году утверждена региональная программа по повышению финансовой грамотности населения на 2021 - 2023 годы. С 2021 года проводится ежегодный региональный отбор проектов в рамках инициативного бюджетирования. По итогам 2021 года реализовано 14 инициатив жителей региона на сумму 20,5 млн. рублей, в том числе из областного бюджета выделено 17,4 млн. рублей.
Ключевыми направлениями развития государственных финансов являются снижение уровня регионального государственного долга и повышение бюджетной и финансовой грамотности населения.
Для этого запланирована реализация следующих мероприятий:
1) обеспечение темпов роста налоговых и неналоговых поступлений в областной бюджет, превышающих темпы роста государственного долга;
2) использование механизма дополнительной поддержки федерального правительства в виде льготных бюджетных кредитов с длительным сроком их использования, позволяющего существенно снизить расходы на обслуживание государственного долга;
3) обеспечение дополнительных поступлений в областной бюджет налоговых и неналоговых доходов от реализации инфраструктурных и (или) инвестиционных проектов;
4) минимизация расходов на обслуживание государственного долга Омской области;
5) организация деятельности рабочей группы по вопросам обеспечения (повышения) уровня открытости бюджетных данных при Министерстве финансов Омской области;