Будущее Омской области определяется в зависимости от факторов внешней по отношению к региону среды, общемировых и российских трендов, а также внутренних ресурсов социально-экономического развития региона.
При формировании сценариев учитывались тенденции развития Омской области, соседствующих с ней субъектов Российской Федерации и Российской Федерации в целом, сильные и слабые стороны Омской области, возможности и угрозы, возникающие во внешнем окружении региона, способность региона реализовать основные конкурентные преимущества, включая развитые научно-образовательный, промышленный, инновационный комплексы, успешность реализации мер социальной политики, направленной на создание комфортных условий для жизни и развития жителей региона, эффективность мер инвестиционной политики.
При разработке возможных вариантов развития Омской области учитывались возможности стабилизации социально-экономического положения, сложившегося в результате усиления геополитической напряженности, введения санкций со стороны недружественных стран.
Страна и регион столкнулись с такими вызовами, как кардинальное изменение ценовых пропорций, недостаточный уровень научно-технических разработок и локализации критически важных видов продукции, направлений создания активов, нарастание фрагментации экономического пространства, негативные демографические тенденции.
На основе прогнозов социально-экономического развития Омской области на среднесрочный и долгосрочный периоды, а также способностей к преодолению существующих вызовов выделены два возможных сценария развития региона до 2030 года: консервативный и целевой.
1. Консервативный сценарий.
Консервативный сценарий социально-экономического развития Омской области исходит из предположения об инерционном развитии ключевых отраслей экономики и социальной сферы, слабо адаптированных к меняющимся условиям.
Реализация консервативного сценария предполагает развитие традиционных отраслей экономики Омской области, обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства, без значительных изменений в подходах, методах и инструментах достижения экономического роста.
В инвестиционной деятельности будет преобладать реализация инвестиционных проектов существующих предприятий и инвесторов. Ожидается, что действующие инструменты привлечения и сопровождения инвестиционных проектов будут обеспечивать умеренный темп роста инвестиций.
Сформированный организационно-экономический механизм обеспечивает достижение целевых показателей по приоритетным сегментам экономики и обеспечение развития производственного потенциала региона на невысоком уровне.
Ограниченность транспортно-логистической инфраструктуры не позволит Омской области расширить рынки сбыта продукции, реализовать экспортный потенциал, в частности в агропромышленном комплексе.
Умеренные темпы роста доходов населения, а также относительно высокий уровень инфляции обусловит более низкие темпы роста потребительского спроса на товары и услуги для конечного потребления.
Демографическая ситуация при консервативном сценарии сохранит негативные тенденции, а именно: отток трудоспособного населения Омской области в другие субъекты Российской Федерации, снижение численности трудовых ресурсов, увеличение дефицита квалифицированных кадров, снижение рождаемости.
Бюджет Омской области будет ориентирован на обеспечение текущей деятельности и выполнение социальных обязательств при сдержанном финансировании направлений развития экономики Омской области.