Принят
Парламентом Чеченской Республики
8 сентября 2022 года
Внести в Конституцию Чеченской Республики (газета "Вести республики", 2003, 29 марта; 2008, 6 марта; 2010, 9 августа, 14 сентября; 2012, 21 мая, 5 июля, 14 декабря; 2014, 1 октября; 2016, 9 февраля; 2018, 25 июля; 2020, 11 января, 19 декабря; 2022, 12 января) следующие изменения:
1) часть 2 статьи 4 изложить в следующей редакции:
"2. Система органов государственной власти Чеченской Республики, иных государственных органов Чеченской Республики устанавливается Чеченской Республикой самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации, федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации публичной власти в субъектах Российской Федерации, другими федеральными законами.";
2) часть 6 статьи 6 изложить в следующей редакции:
"6. Конституция Чеченской Республики, законы и иные нормативные правовые акты Чеченской Республики, принятые в пределах полномочий Чеченской Республики, обязательны для исполнения всеми находящимися на территории Чеченской Республики органами государственной власти, другими государственными органами, органами местного самоуправления, организациями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами.";
3) статью 29 изложить в следующей редакции:
"Статья 29
1. Граждане имеют право участвовать в управлении делами Чеченской Республики как непосредственно, так и через своих представителей.
2. Граждане имеют право участвовать через своих представителей (делегатов) в Съезде народа Чеченской Республики, являющемся постоянно действующим органом народного представительства, призванным рассматривать вопросы, затрагивающие интересы народа Чеченской Республики в социальной, экономической, политической и культурной сферах деятельности, а также иные вопросы, связанные с национальными и историческими особенностями Чеченской Республики.
Съезд народа Чеченской Республики не является общественным объединением, не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления и не может рассматривать вопросы, относящиеся к их компетенции.
Порядок созыва и деятельности Съезда народа Чеченской Республики определяется законом Чеченской Республики.
3. Граждане имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
4. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
5. Граждане имеют равный доступ к государственной и муниципальной службе.
6. Граждане имеют право участвовать в отправлении правосудия.";
4) пункт 1 статьи 60 изложить в следующей редакции:
"1) обеспечение соответствия Конституции Чеченской Республики, законов и иных нормативных правовых актов Чеченской Республики Конституции Российской Федерации и федеральным законам;";
5) в статье 63:
а) в абзаце первом слова "государственной власти" исключить;
б) абзац второй изложить в следующей редакции:
"Глава Чеченской Республики, являясь главой исполнительной власти, входящей в единую систему исполнительной власти Российской Федерации, определяет систему и структуру исполнительных органов Чеченской Республики в соответствии с федеральным законом и настоящей Конституцией.";
в) дополнить абзацем следующего содержания:
"В соответствии с принципом единства системы публичной власти Глава Чеченской Республики одновременно замещает государственную должность Российской Федерации и государственную должность Чеченской Республики.";
6) статью 65 изложить в следующей редакции:
"Статья 65
Глава Чеченской Республики избирается сроком на 5 лет. Срок исполнения полномочий Главы Чеченской Республики исчисляется со дня принесения им присяги.";
7) в части 2 статьи 66 слова "судей Конституционного Суда Чеченской Республики," исключить;
8) статью 67 изложить в следующей редакции:
"Статья 67
Глава Чеченской Республики обязан соблюдать установленные федеральным законом ограничения и запреты, связанные с замещением должности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.";
9) часть 2 статьи 68 изложить в следующей редакции:
"2. Глава Чеченской Республики:
1) представляет Чеченскую Республику в отношениях с Президентом Российской Федерации, Федеральным Собранием Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, Государственным Советом Российской Федерации, иными органами, организациями и должностными лицами и при осуществлении внешнеэкономических связей в пределах компетенции Чеченской Республики, вправе подписывать договоры и соглашения от имени Чеченской Республики;
2) подписывает и обнародует законы Чеченской Республики либо отклоняет законы, принятые Парламентом Чеченской Республики;
3) обеспечивает координацию деятельности исполнительных органов Чеченской Республики с иными органами государственной власти Чеченской Республики и в соответствии с законодательством Российской Федерации организует взаимодействие исполнительных органов Чеченской Республики с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами местного самоуправления, иными органами, входящими в единую систему публичной власти в Российской Федерации;
4) определяет систему и структуру исполнительных органов Чеченской Республики в соответствии с настоящей Конституцией;
5) вносит на рассмотрение Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и иных органов государственной власти Российской Федерации, а также Парламента Чеченской Республики проекты актов, принятие которых находится в их компетенции;
6) формирует Правительство Чеченской Республики и представляет Парламенту Чеченской Республики кандидатуры на согласование для назначения на должности Председателя Правительства Чеченской Республики, первого заместителя и заместителей Председателя Правительства Чеченской Республики, министров, осуществляющих полномочия в сфере финансов, экономики, промышленности и сельского хозяйства, а также принимает решение об отставке Правительства Чеченской Республики;
7) определяет основные направления деятельности Правительства Чеченской Республики;
8) формирует Совет безопасности Чеченской Республики;
9) представляет Парламенту Чеченской Республики кандидатуры для назначения на должности мировых судей, а также на должности Председателя Счетной палаты Чеченской Республики и Уполномоченного по правам человека в Чеченской Республике;
10) не реже одного раза в год представляет послание Парламенту Чеченской Республики и народу Чеченской Республики о социально-экономическом развитии Чеченской Республики и задачах органов государственной власти Чеченской Республики на очередной год, а также подготовленный Правительством Чеченской Республики отчет об исполнении бюджета Чеченской Республики;
11) согласовывает с федеральными органами исполнительной власти кандидатуры для назначения на должности руководителей территориальных органов исполнительной власти Российской Федерации в Чеченской Республике в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
12) назначает половину состава Избирательной комиссии Чеченской Республики;
13) вправе требовать созыва внеочередного заседания Парламента Чеченской Республики, а также созывать вновь избранный Парламент Чеченской Республики на первое заседание ранее срока, установленного для этого Конституцией Чеченской Республики;
14) вправе участвовать в работе Парламента Чеченской Республики с правом совещательного голоса;
15) вправе принять решение о досрочном прекращении полномочий Парламента Чеченской Республики по основаниям и в порядке, предусмотренным федеральным законом;
16) вправе вынести предупреждение, объявить выговор главе муниципального образования, главе местной администрации за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами Чеченской Республики;
17) вправе отрешить от должности главу муниципального образования, главу местной администрации в случае, если в течение месяца со дня вынесения Главой Чеченской Республики предупреждения, объявления выговора главе муниципального образования, главе местной администрации в соответствии с пунктом 16 настоящей части главой муниципального образования, главой местной администрации не были приняты в пределах своих полномочий меры по устранению причин, послуживших основанием для вынесения ему предупреждения, объявления выговора;
18) вправе обратиться в представительный орган муниципального образования с инициативой об удалении главы муниципального образования в отставку, в том числе в случае систематического недостижения показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом об общих принципах организации местного самоуправления;
19) формирует Администрацию для обеспечения деятельности Главы Чеченской Республики и Правительства Чеченской Республики, определяет ее полномочия и порядок деятельности, утверждает ее структуру, штатную численность, назначает ее руководителя, который по должности является членом Правительства Чеченской Республики и представляет в нем интересы Главы Чеченской Республики;
20) назначает на срок своих полномочий представителя в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от исполнительного органа государственной власти Чеченской Республики, а также назначает на должность и освобождает от должности полномочного представителя Главы Чеченской Республики в Парламенте Чеченской Республики;
21) назначает и освобождает от должностей представителей Главы Чеченской Республики в федеральных округах Российской Федерации, субъектах Российской Федерации, а также в порядке, установленном федеральным законодательством, - представителей Чеченской Республики на территории иностранных государств;