Действующий

Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами Забайкальского края



ВВЕДЕНИЕ


Одной из глобальных проблем человечества является производство отходов, которое во всем мире нарастает темпами, опережающими их переработку, обезвреживание и утилизацию.


Ежегодно в Российской Федерации образуется около 7,3 <1> миллиарда тонн (среднегодовое значение за период с 2018 по 2020 годы) бытовых, сельскохозяйственных, промышленных и иных видов отходов, из которых 55 - 60 млн. тонн составляют ТКО. Увеличивается количество отходов, которые не вовлекаются во вторичный хозяйственный оборот, а размещаются на полигонах и свалках, что приводит к выводу продуктивных сельскохозяйственных угодий из оборота. Около 15 000 санкционированных объектов размещения отходов занимают территорию общей площадью примерно 4 млн гектаров, и эта территория ежегодно увеличивается на 300 - 400 тыс. гектаров <2>.


________________


<1> Росстат/Официальная статистика/Окружающая среда/Отходы производства и потребления/Образование, утилизация, обезвреживание и размещение отходов производства и потребления в Российской Федерации за период с 2003 по 2020 годы.


<2> Пункт 11 Указа Президента Российской Федерации от 19 апреля 2017 года N 176 "О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года".


В настоящее время на федеральном и региональном уровнях разработаны и утверждены новые и актуализируются действующие нормативно-правовые акты, направленные на решение основных проблем в области обращения с отходами: отсутствие отлаженной системы учета предприятиями и контролирующими органами образования и размещения отходов; несовершенство системы сбора и удаления ТКО; отсутствие оборудованных по современным требованиям полигонов и других мест размещения отходов, включая технологические решения по экологически безопасному размещению, переработке и утилизации; значительная захламленность бытовым и производственным мусором территорий населенных пунктов, лесных массивов, пойм рек и водоемов, зон вблизи промышленных предприятий и частного сектора; недостаточно активное внедрение передовых технологий по переработке отходов производства и потребления.


Стратегия развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года направлена на формирование и перспективное развитие новой отрасли промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов, объединяющей в своей инфраструктуре:


- хозяйствующие субъекты, реализующие деятельность по созданию, производству и выпуску техники, технологий, установок, оборудования для обработки, утилизации и обезвреживания отходов;


- научно-исследовательские, опытно-конструкторские организации, учреждения, занятые в сфере разработки инновационных технологий ресурсосбережения, обработки, утилизации и обезвреживания отходов;


- хозяйствующие субъекты одной или нескольких отраслей экономики, осуществляющие деятельность в области обработки, утилизации и обезвреживания отходов, производства продукции из вторичного сырья.


Стратегия социально-экономического развития Забайкальского края на период до 2030 года одним из долгосрочных приоритетов определила обеспечение экологически безопасного обращения с отходами, а также обеспечение безопасности среды проживания и увеличения доли экологически безопасной утилизации твердых коммунальных отходов до 90% за счет налаженной системы сбора и хранения твердых коммунальных отходов до 2030 года.


В регионе разработаны и действуют программы, направленные на решение приоритетных задач в сфере обращения с отходами производства и потребления.


Подпрограммой "Совершенствование охраны компонентов окружающей среды" к государственной программе Забайкальского края "Охрана окружающей среды" (далее - Подпрограмма) проблема обработки, утилизации и санкционированного захоронения отходов на территории Забайкальского края намечена как остро стоящая.


Подпрограмма предусматривает комплексное решение вопросов, связанных с реабилитацией объектов экологического ущерба в связи с прошлой экономической деятельностью, предотвращением дальнейшего накопления отходов производства, в том числе с реализацией мер и внедрением механизмов, способствующих оздоровлению микроклимата территорий, подверженных негативному воздействию отходов, с предупреждением негативного воздействия объектов прошлой хозяйственной деятельности.