Российское законодательство, в том числе природоохранное, в настоящее время гармонизируется в соответствии с концепцией устойчивого развития. Следовательно, система управления отходами также должна строиться на принципах устойчивого развития.
Однако реализация принципов, заложенных в европейскую концепцию управления отходами, лимитируется уровнем компетенции региональных властей. Так, если рассматривать иерархию управления отходами, то опции "предотвращение" и "снижение" количества образующихся отходов (из иерархии обращения с отходами), "ответственность производителя", "принцип предосторожности" требуют федерального регулирования. Другие опции и принципы имеют отражение в российском законодательстве, поэтому на региональном уровне ими следует руководствоваться при установлении целей управления отходами, принятии технических решений и разработке инструментов, стимулирующих эффективное обращение с отходами.
Таким образом, принимая во внимание современные тенденции в области обращения с отходами и уровень компетенции региональной власти, можно заключить, что при разработке критериев выбора перспективных технологий по обращению с отходами необходимо основываться на следующих принципах:
- принцип "загрязнитель платит" (статья 23 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления");
- принцип ответственности производителя (статья 24.1, статья 24.2, статья 24.5 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления");
- принцип экологической безопасности;
- принцип близости (в Российском законодательстве продекларирован близкий по значению принцип "эколого-экономической эффективности").
- принцип приоритетности обращения с отходами в соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (рисунок 10.1).