2021 год стал годом восстановления экономики после мирового финансового кризиса 2020 года, вызванного ограничениями, вводимыми для борьбы с глобальной пандемией новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Вместе с тем основные задачи бюджетной и налоговой политики Правительству Республики Коми удалось выполнить, в том числе обеспечить сбалансированность бюджетной системы региона и финансирование всех социальных расходов в полном объеме.
Основной целью Долговой политики Республики Коми в 2021 году являлось эффективное управление государственным долгом Республики Коми, предполагающее поддержание его объема и структуры на экономически безопасном уровне, обеспечивающем платежеспособность Республики Коми и устранение риска неисполнения финансовых обязательств, и минимизации стоимости его обслуживания.
В целях комплексного подхода в вопросе оздоровления государственных финансов (оптимизации расходов) Республики Коми продолжается реализация одноименной Программы оздоровления. Совокупный бюджетный эффект по итогам исполнения ее мероприятий в 2021 году составил 1,8 млрд рублей (110% от планового значения), а установленные на 1 июля 2022 года значения выполнены на 26% (0,4 млрд рублей).
Объем безвозмездных поступлений консолидированного бюджета Республики Коми в 2021 году составил 19,7 млрд рублей, что ниже уровня 2020 года на 7,5 млрд рублей, или на 27,6%. Снижение обусловлено сокращением дотаций из федерального бюджета на 8,2 млрд рублей, или в 4,1 раза. Объясняется это тем, что в 2020 году дотации на частичную компенсацию снижения поступления налоговых и неналоговых доходов в связи с пандемией новой коронавирусной инфекции составили 8,9 млрд рублей, а в 2021 году такие дотации не предоставлялись.
Как и в предыдущие годы Республика Коми обеспечивает поступление значительного объема налоговых доходов в бюджет Российской Федерации. В 2021 году с территории Республики Коми было собрано 371,4 млрд рублей налоговых доходов, что на 195,0 млрд рублей, или в 2,1 раза, больше поступлений 2020 года. Доля консолидированного бюджета Республики Коми в общем объеме налогов, собранных с территории республики и администрируемых налоговыми органами, составила 26,7%, или 99,0 млрд рублей. Увеличение объема перечислений по сравнению с предыдущим годом составило 23,6 млрд рублей, или 31,3%. При этом произошло значительное снижение доли налогов, поступивших в бюджет республики, - на 16,1 процентных пункта.
Доля поступления налогов с территории Республики Коми в федеральный бюджет в 2021 году по сравнению с прошлогодним уровнем соответственно увеличилась и составила 73,3%, что обусловлено, в основном, увеличением поступлений налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья в связи с ростом ставок налога, связанным с ростом цены на нефть и увеличением курса доллара к рублю.
В 2021 году объем поступлений налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Республики Коми сложился под влиянием следующих основных факторов:
восстановления российской экономики в нефтегазовых и металлургических отраслях;
роста цен на нефть сырую марки Urals, цены на газ, продукцию черной металлургии, курса доллара по отношению к рублю, благоприятной ценовой конъюнктуры на пиломатериалы на мировых рынках;
принимаемых на федеральном и региональном уровнях мер государственной поддержки организаций и индивидуальных предпринимателей (отсрочки по налогам, по платежам за аренду государственного имущества, предоставление льготных кредитов субъектам малого и среднего бизнеса и системообразующим предприятиям, программы поддержки наиболее пострадавших отраслей).
В результате вышеуказанного поступление налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Республики Коми в 2021 году составило 98,9 млрд рублей и по сравнению с уровнем 2020 года увеличилось на 23,6 млрд рублей, или на 31,4%. При этом доля налоговых доходов в общей сумме налоговых и неналоговых доходов составила 95,1%.
Основными плательщиками налоговых доходов консолидированного бюджета республики остаются организации нефтегазовой, лесной и угольной отраслей. Свыше 53% поступающих налогов приходится на данные отрасли.
Главными источниками формирования налоговых доходов по-прежнему остаются налог на прибыль организации (38,1%), налог на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) (30,2%), налоги на имущество (23,6%).