Действующий

О Стратегии социально-экономического развития Зауралья Республики Башкортостан до 2030 года и плане мероприятий по ее реализации (с изменениями на 7 декабря 2023 года)



2.5. Потребительский рынок


Розничная торговля и общественное питание.


Для всех муниципалитетов Зауралья за последние 10 лет характерен рост оборота розничной торговли. Однако динамика показателя указывает на значительные диспропорции в уровне социально-экономического развития в муниципальных образованиях. Такие территории, как Учалинский район и город Сибай существенно опережают по обороту розничной торговли прочие муниципальные образования, в том числе в душевых показателях.


Оборот розничной торговли в густонаселенных муниципалитетах - лидерах - городе Сибай и Учалинском районе - в 20 - 25 раз выше, чем в районах с низкой плотностью населения - Бурзянском и Зилаирском районах (рис. 15).


Рис. 15. Оборот розничной торговли (без субъектов малого предпринимательства), тыс. руб., в ценах 2010 года*

________________

* Рисунок не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.


Оборот розничной торговли на душу населения в городе Сибай и Учалинском районе в 5 - 7 раз выше, чем в Бурзянском и Зилаирском районах (рис. 16).


Рис. 16. Оборот розничной торговли (без субъектов малого предпринимательства), в ценах 2010 года, тыс. руб. на человека*

________________

* Рисунок не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.


Оборот розничной торговли сильно коррелирует с количеством торговых точек. По количеству объектов розничной торговли и общественного питания в Зауралье лидируют также город Сибай и Учалинский район, причем происходит увеличение количества объектов (рис. 17).


Рис. 17. Количество объектов розничной торговли и общественного питания, ед.*

________________

* Рисунок не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.


Сокращение количества объектов розничной торговли и общественного питания происходит в последние годы в Хайбуллинском, Зилаирском, Зианчуринском районах.


Происходят качественные преобразования в сфере торговли, проявляющиеся в сокращении неорганизованной формы торговли и открытии торговых организаций различных форматов, крупных торговых центров и комплексов, со стремительным и масштабным развитием розничных сетей. Магазинам шаговой доступности становится сложно конкурировать с международными, федеральными и региональными ритейлерами.


В то же время, в слабо населенных сельских районах имеются населенные пункты, не имеющие вообще никакого торгового обслуживания.


В контраст с ростом розничной торговли оборот общественного питания сокращается (рис. 18).


Рис. 18. Оборот общественного питания (без субъектов малого предпринимательства) в сопоставимых ценах (2012 года), тыс. руб. на человека*