Основополагающим документом, определяющим цифровое развитие в Республике Башкортостан, является государственная программа "Развитие информационного общества. Цифровая трансформация Республики Башкортостан" (утвержденная Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 27 апреля 2017 года N 191, предусмотренная на срок 2018 - 2023 годов. Указанная Государственная программа включает в себя четыре подпрограммы:
1) развитие государственных и муниципальных услуг и сервисов в электронном виде в Республике Башкортостан;
2) ведомственная информатизация в Республике Башкортостан;
3) технологическая инфраструктура в Республике Башкортостан;
4) обеспечение реализации государственной программы "Развитие информационного общества. Цифровая трансформация Республики Башкортостан".
Республика Башкортостан входит в десятку лидеров цифрового развития среди регионов Российской Федерации. По методологии московской школы управления "Сколково" республика заняла 8-е место в сводном индексе цифровизации в 2018 году. В республике уделяется большое внимание таким значимым направлениям деятельности, как перевод государственных услуг в электронную форму, обеспечение жителей доступом к высокоскоростному интернету, создание информационных систем для Центра управления Республики Башкортостан. Несмотря на то, что развитие цифровизации закреплено в качестве одного из приоритетных направлений развития Республики Башкортостан и отражено в ряде региональных нормативных правовых актов, на уровне муниципальных образований Зауралья локальных нормативных правовых актов в указанной области не принято.
Одним из важных направлений общественного развития и информатизации является повышение доли государственных и муниципальных услуг, предоставляемых заявителям в электронной форме. В целом Республика Башкортостан занимает лидирующее положение среди регионов Российской Федерации по доле населения, использующего сеть Интернет для получения государственных и муниципальных услуг, от общей численности населения. Так в 2018 году среднее значение по России было 57,5%, в то время как у Республики Башкортостан - 85,5%, у Москвы - 84,1%. Таким образом, в рейтинге регионов Республика Башкортостан занял 4 место <18>.
________________
<18> Население, использующее сеть Интернет для получения государственных и муниципальных услуг, в субъектах Российской Федерации в 2019 году URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/lqv3T0Rk/info-ob2020.pdf. С. 140. (дата обращения 01.12.2021).
Региональный анализ районов Зауралья показывает, что в последние годы доля заявителей-граждан, обратившихся за получением муниципальных услуг в электронном виде от общего числа обратившихся практически во всех регионах резко возросла. Ниже среднего уровня по Республике Башкортостан оказались только Учалинский, Хайбуллинский и Абзелиловский районы. Тем не менее, Учалинский район в период 2020 - 2021 годов продемонстрировал заметный рост показателя и приблизился к среднему уровню по республике, в то время как в Абзелиловском районе наоборот этот показатель заметно сократился и оказался ниже среднего уровня (рис. 51).
Рис. 51. Доля заявителей-граждан, обратившихся за получением муниципальных услуг в электронном виде от общего числа обратившихся за получением муниципальных услуг, %*
________________
* Рисунок не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.
По числу сельских населенных пунктов, обслуживаемых почтовой связью, в целом выгодно отличается Зауралье - так, за исключением города Сибай, на протяжении всего рассматриваемого периода остальные муниципальные образования были выше среднего уровня по республике, а также выше города Миасс Челябинской области (рис. 52).
Рис. 52 Число сельских населенных пунктов, обслуживаемых почтовой связью, ед. на 1000 человек населения*
________________
* Рисунок не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.