Действующий

О Стратегии социально-экономического развития Зауралья Республики Башкортостан до 2030 года и плане мероприятий по ее реализации (с изменениями на 7 декабря 2023 года)



3.10. Развитие гражданского общества


В Стратегии социально-экономического развития Республики Башкортостан до 2030 года термин "гражданское общество" впервые упоминается как один из пяти политических факторов общего прогнозного фона, который необходимо учитывать при формировании стратегических ориентиров развития Республики Башкортостан: "повышение открытости властей, трансформация систем управления обществом в Открытое правительство, усиление влияния гражданского общества на принятие государственных решений".


Кроме того, необходимость развития гражданского общества указана в Стратегии социально-экономического развития Республики Башкортостан до 2030 года как одна из задач, решение которой необходимо для достижения стратегической цели республики в сфере совершенствования государственного управления на период до 2030 года: "формирование эффективной системы государственного и муниципального управления, обеспечивающей реализацию стратегических приоритетов, путем согласования интересов и эффективной коммуникации основных, стейкхолдеров на территории республики", поскольку основными стейкхолдерами как раз и являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, граждане и организации.


Анализ итогов выборов Президента Российской Федерации в 2018 году и Главы Республики Башкортостан в 2019 году показывает, что население Республики Башкортостана в целом, и жители Зауралья в том числе, поддерживают политику Президента Российской Федерации и курс Главы Республики Башкортостан. Это подтверждают и высокие результаты явки на выборы, и результаты самого голосования. При этом жители Зауралья показывают даже более высокую явку на выборы, чем жители республики в целом (рис. 46), а степень поддержки Президента и Главы республики среди жителей Зауралья совпадает с аналогичными показателями в среднем по республике (рис. 47).


Рис. 46. Явка на выборы в Республике Башкортостан в целом в муниципальных образованиях, входящих в Зауралье, %*

________________

* Рисунок не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.


Рис. 47. Доля проголосовавших за действующих глав, в % от всех проголосовавших*

________________

* Рисунок не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.


На выборах Президента Российской Федерации в 2018 году Зауралье продемонстрировало в итоге большую явку избирателей при том же уровне поддержки действующего Президента Российской Федерации (рис. 48).



Рис. 48. Сравнение явки и доли проголосовавших за действующего Президента на выборах в 2018 году*

________________

* Рисунок не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.


Таким образом, Стратегия исходит из того, что, с одной стороны, население Республики Башкортостан в целом, и жители Зауралья в том числе поддерживают проводимую на государственном уровне политику, а с другой, что формирование эффективной системы государственно управления предполагает согласование интересов гражданского общества, местного самоуправления, государственных органов и бизнеса, то есть, требует внедрения эффективных механизмов такого согласования.


Внедрение таких механизмов идет в республике достаточно успешно. К их числу относится функционирование Общественной палаты Республики Башкортостан, механизм инициативного бюджетирования, функционирование Фонда содействия гражданскому обществу Республики Башкортостан, причем именно территория Зауралья стала пилотной площадкой для запуска механизма инициативного бюджетирования в республике. Развитие всех этих механизмов безусловно должно быть продолжено.


Особенностью территории Зауралья является то, что опережающее развитие этой территории требует кластерного, интеграционного подхода, предполагающего развитие всей территории Зауралья по единой стратегии, что предполагает согласование и взаимоувязку стратегий социально-экономических отдельных территорий и возникновение гражданских инициатив, пересекающих муниципальные границы. Развитие подобных инициатив и гражданских институтов потребует существенного расширения использования современных коммуникационных технологий, включая использование IT платформ для краудфандинга, а также пересмотра республиканского законодательства, касающегося финансирования межмуниципальных проектов инициативного бюджетирования (в настоящее время объем софинансирования проектов прошедших конкурсный отбор, за счет средств бюджета Республики Башкортостан не может превышать 1 млн. руб., что явно недостаточно для реализации межмуниципальных проектов).


Для активизации социально ориентированных некоммерческих организаций, инициативных групп и гражданских активистов, в том числе на сельских территориях Зауралья, планируется организовать социальный интернет-форум "Гражданский форум Зауралья", который позволит в удаленном режиме проводить собрания инициативных групп, в том числе межмуниципальных, конкурсы проектов, обучение, методическую поддержку инициаторов проектов, голосование, обмен опытом и при необходимости сбор средств. Форум будет организован на специально созданной для этого платформе.


Бесперебойная работа интернет-форума "Гражданский форум Зауралья" может потребовать ускоренного развития цифровизации и расширенного внедрения коммуникационных технологий в том числе и на территории Зауралья. Однако с этим связаны ряд проблем:


1) низкая доступность высокоскоростного интернета в сельской местности (тем более в горной, как например, в Бурзянском районе);