Действующий

О Стратегии социально-экономического развития Зауралья Республики Башкортостан до 2030 года и плане мероприятий по ее реализации (с изменениями на 7 декабря 2023 года)



6.7. Полномочия органов местного самоуправления и создание проектных офисов


Структура органов местного самоуправления и их полномочия формировались исторически, и соответствуют традиционной управленческой практике, сложившейся на территориях муниципальных образований субъектов Российской Федерации.


Вместе с тем, современные экономические, социальные, организационные и иные реалии предъявляют принципиально новые требования к системе управления. Нарастает частота смены технологий и бизнес - моделей в корпоративном и государственном (муниципальном) секторах. Высокая скорость происходящих изменений обуславливает необходимость кратного наращивания оперативности принятия решений.


Виртуализация и цифровизация открывают совершенно новые возможности, предъявляя при этом жесткие требования к компетенции персонала, гибкости организационной среды, скорости принятия решений. Требования законодательства к процессу стратегического планирования определяют необходимость единства, преемственности и согласованности, сбалансированности по приоритетам, целям, задачам, мероприятиям, показателям, финансовым и иным ресурсам и срокам реализации стратегического планирования. Реализация данных требований на местном уровне отдельного муниципального образования порой невозможно без понимания наличия ресурсов в смежных муниципальных образованиях, согласованности их целей и задач, консолидации мероприятий, направленных на реализацию стратегии социально-экономического развития муниципальных образований и плана мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципальных образований.


Вовлеченность администраций муниципальных образований в процессы стратегирования, планирования, совместное достижение целей, взаимодействие с населением и бизнес-сообществом, реализуемые органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, пока недостаточна.


Решением данного вопроса может послужить создание системы проектных офисов, осуществляющих координацию функций стратегического планирования муниципальных образований при межмуниципальном сотрудничестве, например, при реализации кластерных инициатив.


Создание проектного офиса может позволить внедрить проектный подход при подготовке документов стратегического планирования и реализации их положений на муниципальном уровне с учетом необходимости консолидации ресурсов и усилий органов местного самоуправления, взаимоувязки целей и задач стратегического планирования, консолидации мероприятий направленных на достижение единых целей различных муниципальных образований.


Механизмы проектного управления могут применяться при инициировании, обосновании, мониторинге, контроле и корректировке региональных и муниципальных программ, и призваны увеличить эффективность последних, в том числе за счет их гибкой настройки к меняющимся экономическим условиям.


В частности, необходимо добиваться синхронизации отдельных подпрограмм и мероприятий на уровне Зауралья и Республики Башкортостан и отдельных муниципальных образований, обосновывать состав мероприятий, объемы их финансирования, целевые индикаторы и ответственность за их не достижение, определить корректирующие действия при различных сценариях развития плановых мероприятий, расставить приоритеты по территориальным образованиям, типам хозяйств.


Проектный формат позволяет осуществить прогноз параметров исполнения программы и, при необходимости, вернуться к разработке, внести коррективы, чтобы добиться выполнения целевых индикаторов. Основные подходы к оценке результативности программы заключаются в соизмерении издержек и выгод, сравнении действительных результатов политики с возможными результатами развития ситуации без осуществления данной политики, оценке отдельных индикаторов, оценке степени достижения поставленных целей. Только после этого можно начинать отбирать проекты, инициируя параллельный мониторинг развития отдельных проектов и программы в целом.


Механизмы проектного управления должны предусматривать детальную проработку не только механизмов самой программы, но и прогнозирование развития получателей поддержки.


Методические рекомендации при разработке стратегий муниципальных образований рекомендуют осуществлять сопоставление существующего состояния анализируемой сферы социально-экономического развития муниципального района (городского округа) с состоянием аналогичной сферы в других муниципальных районах (городских округах) Республики Башкортостан и при целесообразности Российской Федерации (при возможности такого сопоставления).


Создание проектного офиса возможно в соответствии с механизмом, установленным Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".


Согласно части 3 статьи 8 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с учетом особенностей территориальной и организационной основы муниципальных образований на добровольной основе могут быть образованы иные объединения муниципальных образований. Организация и деятельность указанных объединений осуществляются в соответствии с требованиями Федерального закона "О некоммерческих организациях", применяемыми к ассоциациям.


В соответствии с частью 4 статьи 8 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях объединения финансовых средств, материальных и иных ресурсов для решения вопросов местного значения могут быть образованы межмуниципальные объединения, учреждены хозяйственные общества и другие межмуниципальные организации в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. В этих же целях органы местного самоуправления могут заключать договоры и соглашения. Указанные межмуниципальные объединения не могут наделяться полномочиями органов местного самоуправления.