МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ПРИКАЗ

от 2 сентября 2022 года N 2082


Об утверждении положения о системе (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях Краснодарского края



Во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 г. N 3273-р "Об утверждении основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста", приказа министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 7 июня 2021 г. N 1895 "Об утверждении плана мероприятий Краснодарского края по выполнению основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста", в целях внедрения и реализации системы (целевой модели) наставничества педагогических работников образовательных организаций Краснодарского края приказываю:


1. Утвердить положение о системе (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях Краснодарского края согласно приложению к настоящему приказу.


2. Отделу общего образования в управлении общего образования (Колчанов А.В.), отделу воспитания и дополнительного образования в управлении общего образования (Аршинник Е.И.), отделу среднего профессионального образования (Батютина Н.А.) довести данный приказ до сведения руководителей муниципальных органов управления образованием Краснодарского края, руководителей государственных образовательных организаций.


3. Государственному бюджетному образовательному учреждению дополнительного профессионального образования "Институт развития образования" Краснодарского края (Гайдук Т.А.):


продолжить обеспечение внедрения и реализации целевой модели наставничества в образовательных организациях Краснодарского края;


осуществлять организационное, методическое и аналитическое сопровождение внедрения целевой модели наставничества на территории Краснодарского края.


4. Отделу правового обеспечения, государственной службы и кадров (Денисова О.Г.):


обеспечить размещение (опубликование) настоящего приказа на официальном сайте администрации Краснодарского края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и направление на официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru);


в 7-дневный срок после принятия настоящего приказа направить копию в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Краснодарскому краю.


5. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра образования, науки и молодежной политики Краснодарского края Грушко О.А.


6. Приказ вступает в силу со дня его официального опубликования.



Министр
Е.В.ВОРОБЬЕВА



Приложение



Утверждено
приказом
министерства образования, науки
и молодежной политики
Краснодарского края
от 2 сентября 2022 г. N 2082



ПОЛОЖЕНИЕ О СИСТЕМЕ (ЦЕЛЕВОЙ МОДЕЛИ) НАСТАВНИЧЕСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ



I. Система (целевая модель) наставничества педагогических работников в образовательных организациях Краснодарского края


1.1. Методологические основы и ключевые положения системы (целевой модели) наставничества


В условиях модернизации системы российского образования приоритетом для государства является развитие ее кадрового потенциала, непрерывный рост профессионального мастерства педагогических работников. Этой цели служит создание единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров (далее - Система) в рамках национального проекта "Образование".


Одним из ключевых направлений создания Системы является развитие наставничества педагогических кадров, являющееся эффективным инструментом профессионального роста педагогических работников общего, среднего профессионального и дополнительного образования.


Внедрение и реализация системы (целевой модели) наставничества педагогических работников опирается на нормативные правовые акты Российской Федерации, Краснодарского края и разработана с целью формирования организационно-методической основы для внедрения в Краснодарском крае и последующего развития механизмов наставничества педагогических работников в образовательных организациях (далее - образовательные организации Краснодарского края), в том числе с применением лучших практик обмена опытом между педагогами.


Нормативную правовую базу этой деятельности на федеральном и региональном уровнях обеспечивают:


Конституция Российской Федерации;


Гражданский кодекс Российской Федерации;


Трудовой кодекс Российской Федерации;


Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";


распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 г. N 3273-р "Об утверждении основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста";


распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 25 декабря 2019 г. N Р-145 "Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися";


распоряжение главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 24 августа 2020 г. N 177-р "О внедрении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися";


приказ министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 7 июня 2021 г. N 1895 "Об утверждении плана мероприятий Краснодарского края по выполнению основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста";


приказ министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 14 марта 2022 г. N 545 "О реализации целевой модели наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования на период 2022 - 2024 гг.";


настоящее положение.


Срок внедрения системы наставничества педагогических работников в образовательных организациях Краснодарского края - декабрь 2022 года.


Формула расчета:


N = A / B x 100%


где:


N - доля образовательных организаций, реализующих систему наставничества педагогических работников государственных и муниципальных образовательных организаций, процент;


A - количество образовательных организаций, реализующих систему наставничества педагогических работников, единиц. Образовательная организация признается реализующей систему наставничества педагогических работников при наличии документов образовательной организации, утверждающих положение о системе наставничества педагогических работников в образовательной организации;


B - количество образовательных организаций в субъекте Российской Федерации в соответствии с формами федерального статистического наблюдения:


для общеобразовательных организаций - N ОО-1 "Сведения об организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования", единиц;


для профессиональных образовательных организаций - N СПО-1 "Сведения об образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования", единиц.


Наставничество - форма обеспечения профессионального становления, развития и адаптации к квалифицированному исполнению должностных обязанностей лиц, в отношении которых осуществляется наставничество.


Педагогическими работниками являются работники образовательных организаций, перечисленные в постановлении Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2022 г. N 225 "Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций".


Методологической основой системы наставничества является понимание наставничества как:


социального института, обеспечивающего передачу социально значимого профессионального и личностного опыта, системы смыслов и ценностей новым поколениям педагогических работников;


элемента системы дополнительного профессионального образования (подсистемы последипломного профессионального образования), которая обеспечивает непрерывное профессиональное образование педагогов в различных формах повышения их квалификации;


составной части методической работы образовательной организации по совершенствованию педагогического мастерства работников, включающую работу с молодыми специалистами; деятельность по адаптации педагогических кадров в новой организации; работу с педагогическими кадрами при вхождении в новую должность; организацию работы с кадрами по итогам аттестации; обучение при введении новых технологий и инноваций; обмен опытом между членами педагогического коллектива.


Наставник - участник персонализированной программы наставничества, имеющий измеримые позитивные результаты профессиональной деятельности, готовый и способный организовать индивидуальную траекторию профессионального развития наставляемого на основе его профессиональных затруднений, также обладающий опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.


Наставляемый - участник персонализированной программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке приобретает новый опыт, развивает необходимые навыки и компетенции, добивается предсказуемых результатов, преодолевая тем самым свои профессиональные затруднения. Наставляемый является активным субъектом собственного непрерывного личностного и профессионального роста, который формулирует образовательный заказ системе повышения квалификации и институту наставничества на основе осмысления собственных образовательных запросов, профессиональных затруднений и желаемого образа самого себя как профессионала (молодой педагог, только пришедший в профессию; опытный педагог, испытывающий потребность в освоении новой технологии или приобретении новых навыков; новый педагог в коллективе; педагог, имеющий непедагогическое профильное образование).


Наставничество как мера поддержки молодых специалистов гарантируется им наряду с отсутствием испытательного срока при приеме на работу впервые, содействием в трудоустройстве, созданием условий для повышения квалификации и профессионального роста, различными доплатами к заработной плате, пособиями и иными выплатами. Меры поддержки молодых специалистов устанавливаются федеральным и региональным законодательством, а также могут предоставляться согласно отраслевым соглашениям и локальным актам работодателя. При заключении коллективных договоров целесообразно предусматривать разделы по защите социально-экономических и трудовых прав работников из числа молодежи, содержащие в том числе положения по закреплению за ними наставников, установлению наставникам соответствующей доплаты в размере и порядке, определяемыми коллективными договорами.


Важнейшей особенностью системы наставничества является то, что она носит точечный, индивидуализированный и персонализированный характер, ориентирована на конкретного педагога и призвана решать в первую очередь его личностные, профессиональные и социальные проблемы, имеет гибкую структуру учета особенностей преодоления затруднений наставляемого и интенсивность решения тех или иных запросов (наставник и наставляемый самостоятельно решают, сколько времени потратить на изучение тех или иных вопросов и какая глубина их проработки нужна).


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»