Таблица 1. Результаты SWOT-анализа состояния цифровой трансформации в Удмуртской Республике
Сильные стороны | ||
Государство | Уровень "цифровой зрелости" | Опережающий темп уровня "цифровой зрелости" Удмуртской Республики (за 2020 год 18% при плановом показателе в 4%, за IV квартал 2021 года 55% при плановом показателе 11%) |
Информационная открытость | 7 место в рейтинге открытости высших региональных органов исполнительной власти за 2019 год принадлежит Официальному сайту Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики (83%), 2 место в ПФО, Республика Башкортостан - 5 место (91%), Республика Татарстан - 35 место (59%) | |
Мобильная связь | 95,6% населения Удмуртской Республики проживает в зоне охвата 4G | |
Инфраструктура связи | Инвестиции в развитие инфраструктуры связи в 2020 году составили 1138 млн. рублей (+18% по сравнению с 2019 годом) | |
Проводной доступ к сети Интернет | 93% населения Удмуртской Республики проживает в населенных пунктах с волоконно-оптическими линиями связи | |
Бизнес | Высокая энергетическая и экологическая эффективность | По экологической и энергетической эффективности бизнеса в 2021 году - 15 место в России, лидер - Чувашская Республика, Республика Татарстан - 8 место |
Существенный потенциал научно-технологического развития | Удмуртская Республика заняла 29 место в России по итогам оценки индекса научно-технологического развития субъектов Российской Федерации в 2020 году, Республика Татарстан - 3 место, Нижегородская область - 4 место | |
Прирост заработной платы в ИКТ-секторе | Средняя заработная плата отрасли информатизации и связи в 2021 году выросла на 4,5% по отношению к значению показателя в 2020 году и составила 48688 рублей | |
Прогресс ИКТ-сектора | 2 место в ПФО по темпу роста годового оборота организаций ИКТ-сектора за 2021 год (+ 12,6% по сравнению с 2020 годом) | |
Общество | Доступные мобильные телефоны | В 2019 году Удмуртская Республика я заняла 5 место в ПФО по количеству мобильных телефонов на 100 домохозяйств (255 шт.), лидер - Республика Татарстан (273 шт.) |
Слабые стороны | ||
Государство | Спад уровня удовлетворенности от электронного взаимодействия с властью | 12 место в ПФО в 2020 году по уровню удовлетворенности от электронного взаимодействия с властью (59,7% жителей полностью удовлетворены), лидер - Республика Татарстан - 84,5% |
Бизнес | Объем инвестиций в сферу ИКТ | Удмуртская Республика занимает 8 место ПФО по объему инвестиций в сферу ИКТ (2311,3 млн. рублей в 2019 году) |
Внедренные навигационные технологии | 9 место в ПФО по степени внедрения и эффективности использования спутниковых навигационных технологий ГЛОНАСС, по данным за I квартал 2021 года (падение на 5 мест в ПФО по сравнению с 2018 годом). Лидер - Ульяновская область | |
Недостаточное инновационное развитие региона | 54 место в рейтинге субъектов РФ по значению российского регионального инновационного индекса за 2020 год, Республика Татарстан - 3 место, Нижегородская область - 5 место | |
Нет крупных IT-компаний | В сфере ИКТ зарегистрированы 799 компаний. В рейтинге 100 крупнейших IT-компаний России за 2020 год из региона ни одна компания не представлена. Казань: ICL-KPO BC - 27 место. Ульяновск: Prof-IT Group и SimbirSoft - 95 и 96 места соответственно | |
Лишние затраты на инфраструктуру ИКТ | Облачные сервисы в Удмуртской Республике в 2019 году использовали 22,9% организаций (13 место в ПФО), Республика Татарстан - 1 место (38,9%) | |
Слабое внедрение промышленного Интернета вещей | Удмуртская Республика занимает 8 место в ПФО в 2019 году по использованию промышленного интернета вещей (5,4% организаций). Лидер - Республика Татарстан (7,4%) (по данным в отношении технологии RFID) | |
Недостаточная укомплектованность персональными компьютерами | Удмуртская Республика занимает 9 место в ПФО в 2019 году по числу персональных компьютеров на 100 работников (48 единиц). Лучший показатель у Республики Татарстан - 55 единиц | |
Недостаток предприятий, использующих информационные технологии | Удмуртская Республика занимает 8 место в ПФО в 2019 году по количеству предприятий, использовавших информационные технологии (2465 предприятий) | |
Общество | Электронное взаимодействие с властью | 7 место в ПФО по доле населения, взаимодействующего с органами государственной власти и местного самоуправления через сеть Интернет, за 2019 год (59,9% из числа людей, взаимодействовавших с властью), лидирует Республика Башкортостан (85,5%) |
Слабая доступность Интернета в домохозяйствах | В 2019 году 28,6% домохозяйств Удмуртской Республики функционировало без доступа к Интернету (8 место по ПФО). Лучший показатель у Оренбургской области - 12,1% | |
Недостаточная научная база высшего образования для ИКТ | В национальном рейтинге университетов за 2020 год по параметру "Инновации и Предпринимательство" УдГУ занимает 192 место, ИжГТУ - 118 место. КФУ - 13 место | |
Угрозы | ||
Конкуренция со стороны субъектов Российской Федерации, входящих в ПФО | ||
Бюджетное сжатие | ||
Миграция талантливых молодых специалистов в другие регионы России | ||
Лавинообразный характер изменений (регионы и отрасли, опаздывающие с цифровой трансформацией, далее усложняют себе переход к новым бизнес-моделям и технологиям) | ||
Обесценивание традиционных активов, не прошедших цифровые преобразования и трансформацию | ||
Высвобождение трудовых ресурсов и усиление расслоения персонала различной квалификации | ||
Несанкционированный доступ к данным (поиск баланса между институциональным регулированием оборота данных и доступностью информации) | ||
Возможности | ||
Четвертая промышленная революция (индустрия 4.0) (приоритет на цифровые технологии, платформенные решения и интеллектуальные системы) | ||
Проекты, направленные на цифровую трансформацию и финансируемые за счет средств федерального бюджета (развитие цифровой экономики - один из трендов стратегического развития России до 2030 года) | ||
Межотраслевая и межрегиональная интеграция (цифровая трансформация задает новые границы отраслей, формирует сложные логистические связи) | ||
Смена бизнес-моделей (продукт - как услуга, данные - источник ценности, динамическое ценообразование, прескриптивная (имитационная) аналитика) |
На основании проведенного SWOT-анализа можно сформулировать следующую стратегию развития:
1. Использование сильных сторон для получения отдачи от возможностей:
Министерство цифрового развития Удмуртской Республики должно стать инициатором создания благоприятных условий для развития отечественных цифровых технологий на территории региона и возглавить цифровую трансформацию учреждений и организаций;
необходимо увеличить финансирование IT-отрасли за счет региональных и местных бюджетов, а также с привлечением средств национальных проектов и частных инвестиций;
инженерно-конструкторский персонал и IT-специалисты предприятий - отраслевых лидеров должны получить новые компетенции, достаточные для создания (внедрения, масштабирования) платформенных решений и интеллектуальных систем.
2. Избавление от слабостей и предотвращение угроз:
сформировать инфраструктуру поддержки цифровой экономики по образцу лучших регионов Российской Федерации;
опережающими темпами устранить цифровое неравенство и обеспечить доступ к современным средствам коммуникаций для граждан и бизнеса;
повысить качество обратной связи между государством и обществом, создать новые цифровые сервисы оказания государственных и муниципальных услуг и развития новых компетенций;
стимулировать привлечение квалифицированных и высокооплачиваемых специалистов в IT.