Действующий

О внесении изменений в Постановление Администрации города Нижний Тагил от 11.12.2013 N 2929 "Об утверждении муниципальной программы "Развитие культуры в городе Нижний Тагил до 2024 года"



Раздел 1. ХАРАКТЕРИСТИКА И АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ СФЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПОДПРОГРАММЫ N 2 "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА"


В соответствии с Указами Президента Российской Федерации, Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года N 678-р (далее - Концепция развития дополнительного образования), Планом ("Дорожной картой") по перспективному развитию детских школ искусств по видам искусств на 2018 - 2022 годы увеличение доли детей, занятых дополнительным образованием, к 2030 году должно составить 82%, а увеличение доли детей, обучающихся в образовательных организациях дополнительного образования детей со специальными наименованиями "детская школа искусств", "детская музыкальная школа", "детская художественная школа" (далее - детских школах искусств) в общей численности учащихся детей к 2022 году должна была составить 14%, в связи с чем остается актуальной потребность увеличения контингента учащихся детских школ искусств в Нижнем Тагиле до 4500 человек.


Сеть муниципальных бюджетных учреждений дополнительного образования, подведомственных управлению культуры Администрации города Нижний Тагил, осуществляющих реализацию дополнительных образовательных программ в области искусств, состоит из 4 детских музыкальных школ, 4 детских школ искусств и 2 детских художественных школ. Все учреждения имеют лицензии на право осуществления дополнительного образования детей и взрослых. На основании Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" с 2014 года в детских школах искусств введено обучение по дополнительным предпрофессиональным и дополнительным общеразвивающим общеобразовательным программам. Дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств реализуются в целях выявления одаренных детей в раннем возрасте, приобретения ими знаний, умений, навыков в области выбранного вида искусств и осуществления их подготовки к получению профессионального образования в области искусств. Содержание, структура и условия реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств четко определены федеральными государственными требованиями. По состоянию на 1 июня 2022 года из 3233 детей, занимающихся в детских школах искусств за счет бюджетных средств, 1770 детей (55% от числа контингента) занимаются по дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам, 1463 (45%) - по дополнительным общеразвивающим общеобразовательным программам. Согласно Концепции развития дополнительного образования необходимо ежегодно увеличивать число детей, осваивающих дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств, в связи с этим возникает ежегодная потребность увеличения бюджетных средств на реализацию образовательных программ.


Несмотря на усилия города, приходят в негодность помещения, занимаемых детскими школами искусств. Проведение капитальных ремонтов кровли, отопительной, вентиляционной систем, зрительных залов и кабинетов требуется 80% детских школ искусств.


В Концепции развития дополнительного образования также отмечалось несоответствие материально-технической базы образовательных учреждений современным требованиям, необходимость применения в обучении цифровых технологий, современных средств коммуникации, оборудования, художественных материалов. Несмотря на значительный сдвиг в оснащении школ новыми инструментами и оборудованием, произошедший с 2019 года в связи с участием учреждений Нижнего Тагила в национальном проекте "Культура" федерального проекта "Обеспечение качественно нового уровня развития инфраструктуры культуры" ("Культурная среда"), федеральных программах Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, износ музыкальных инструментов и учебного оборудования составляет 70%. В связи с этим требуется систематическая работа выделению средств на оснащение учреждений музыкальными инструментами, оборудованием и учебными материалами, а также стимулирование учреждений на участие в конкурсных отборах на предоставление федеральных и региональных субсидий на эти цели.


В 2021 - 2022 учебном году в детских школах искусств работало около 300 преподавателей, обладающих высоким квалификационным уровнем. В настоящее время одной из острых проблем, стоящих перед школами искусств, является проблема старения педагогических кадров - возраст 60% педагогов детских школ искусств Нижнего Тагила выше установленного в Российской Федерации пенсионного возраста. Одним из решений вопроса комплектации педагогических кадров детских школ искусств, привлечения молодых специалистов в качестве важнейшего механизма стимулирования труда является повышение заработной платы.


В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах Российской Федерации на период до 2024 года" в постоянном режиме должна проводиться работа по обеспечению соответствия заработной платы работников учреждений 100% уровню средней заработной платы по региону.


Благодаря этим и дальнейшим предпринятым шагам, школы искусств Нижнего Тагила могут стать не только центрами предпрофессиональной подготовки по традиционным специальностям в сфере искусства, но и в немалой степени способствовать подготовке людей с активным творческим потенциалом, готовых к созданию интеллектуальной творческой среды.