ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 июля 2022 года N 300


О внесении изменений в Государственную программу Республики Калмыкия "Эффективное вовлечение в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развитие мелиоративного комплекса Республики Калмыкия", утвержденную постановлением Правительства Республики Калмыкия от 27 декабря 2021 г. N 494



Правительство Республики Калмыкия постановляет:


Внести изменение в Государственную программу Республики Калмыкия "Эффективное вовлечение в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развитие мелиоративного комплекса Республики Калмыкия", утвержденную постановлением Правительства Республики Калмыкия от 27 декабря 2021 г. N 494 "О государственной программе Республики Калмыкия "Эффективное вовлечение в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развитие мелиоративного комплекса Республики Калмыкия", изложив ее в новой редакции согласно приложению.



Временно
исполняющий обязанности
Председателя Правительства
Республики Калмыкия
О.ШУРГУЧЕЕВ



Приложение
к Постановлению Правительства
Республики Калмыкия
от 28 июля 2022 г. N 300



"Утверждена
Постановлением Правительства
Республики Калмыкия
от 27 декабря 2021 г. N 494



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ "ЭФФЕКТИВНОЕ ВОВЛЕЧЕНИЕ В ОБОРОТ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ И РАЗВИТИЕ МЕЛИОРАТИВНОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ"



Паспорт Государственной программы

Ответственный исполнитель программы

Министерство сельского хозяйства Республики Калмыкия

Соисполнители программы

-

Участники программы

-

Подпрограммы программы

Подпрограмма 1 "Создание условий для эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения";

Подпрограмма 2 "Комплексная мелиорация земель сельскохозяйственного назначения"

Программно-целевые инструменты программы

-

Цели программы

цель 1 - осуществление государственного кадастрового учета земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, выделяемых в счет невостребованных земельных долей, находящихся в собственности муниципальных образований, с внесением в Единый государственный реестр недвижимости сведений о таких земельных участках, в том числе об их границах, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации:

цель 2 - вовлечение в оборот земель сельскохозяйственного назначения площадью не менее 130,0 тыс. га к концу 2030 года:

цель 3 - сохранение сельскохозяйственных угодий и химическая мелиорация (гипсование) почв на пашне к концу 2030 года на площади не менее 255,0 тыс. га:

цель 4 - предотвращение от выбытия и сохранение мелиорированных земель в сельскохозяйственном обороте к концу 2030 года на площади не менее 51,2 тыс. га:

Задачи программы

Эффективное использование сельскохозяйственных угодий; вовлечение в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения;

повышение продуктивности земель, на которых осуществляется сельскохозяйственное производство, в том числе за счет интенсификации мероприятий, направленных на сохранение и воспроизводство плодородия земель;

развитие технологий умного сельского хозяйства и точного земледелия, основанных на применении современных агротехнологий;

обеспечение эффективной деятельности органов исполнительной власти в сфере развития сельского хозяйства;

повышение уровня рентабельности в сельском хозяйстве для обеспечения его устойчивого развития;

поддержание финансовой устойчивости агропромышленного комплекса;

повышение занятости, уровня и качества жизни сельского населения;

создание условий для эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения;

развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения - проведение гидромелиоративных, культуртехнических, агролесомелиоративных и фитомелиоративных мероприятий;

информационное сопровождение сельхозпроизводителей в области земельных отношений и формирование рынка сельхозземель;

восстановление мелиоративного фонда (мелиорируемые земли и мелиоративные системы);

повышение водообеспеченности земель сельскохозяйственного назначения

Целевые индикаторы и показатели программы

осуществление государственного кадастрового учета земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, выделяемых в счет невостребованных земельных долей, находящихся в собственности муниципальных образований, с внесением в Единый государственный реестр недвижимости сведений о таких земельных участках, в том числе об их границах, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации;

вовлечение в оборот земель сельскохозяйственного назначения площадью не менее 130,0 тыс. га к концу 2030 года;

сохранение сельскохозяйственных угодий и химическая мелиорация (гипсование) почв на пашне к концу 2030 года на площади не менее 255,0 тыс. га;

предотвращение от выбытия и сохранение мелиорированных земель в сельскохозяйственном обороте к концу 2030 года на площади не менее 51,2 тыс. га

Этапы и сроки реализации программы

2022 - 2030 гг.

Этапы реализации не выделяются

Объемы бюджетных ассигнований программы

Общий объем финансирования Государственной программы - всего:

226 863,3 тыс. руб., в том числе по годам:

2022 год - 50 142,1 тыс. руб.;

2023 год - 15 868,1 тыс. руб.;

2024 год - 16 929,5 тыс. руб.;

2025 год - 17 601,1 тыс. руб.;

2026 год - 22 366,9 тыс. руб.;

2027 год - 23 261,5 тыс. руб.;

2028 год - 24 666,5 тыс. руб.;

2029 год - 25 653,1 тыс. руб.;

2030 год - 30 374,5 тыс. руб.;

из них:

средства федерального бюджета - всего:

562,8 тыс. руб., в том числе по годам:

2022 год - 140,7 тыс. руб.;

2023 год - 140,7 тыс. руб.;

2024 год - 140,7 тыс. руб.;

2025 год - 140,7 тыс. руб.;

2026 год - 0,0 тыс. руб.;

2027 год - 0,0 тыс. руб.;

2028 год - 0,0 тыс. руб.;

2029 год - 0,0 тыс. руб.;

2030 год - 0,0 тыс. руб.;

средства республиканского бюджета - всего:

226 300,5 тыс. руб., в том числе по годам:

2022 год - 50 001,4 тыс. руб.;

2023 год - 15 727,4 тыс. руб.;

2024 год - 16 788,8 тыс. руб.;

2025 год - 17 460,4 тыс. руб.;

2026 год - 22 366,9 тыс. руб.;

2027 год - 23 261,5 тыс. руб.;

2028 год - 24 666,5 тыс. руб.;

2029 год - 25 653,1 тыс. руб.;

2030 год - 30 374,5 тыс. руб.;

средства республиканского бюджета, действующие расходные обязательства - 10 004,2 тыс. руб., в том числе по годам:

2022 год - 10 001,4 тыс. руб.;

2023 год - 1,4 тыс. руб.;

2024 год - 1,4 тыс. руб.;

2025 год - 0,0 тыс. руб.;

2026 год - 0,0 тыс. руб.;

2027 год - 0,0 тыс. руб.;

2028 год - 0,0 тыс. руб.;

2029 год - 0,0 тыс. руб.;

2030 год - 0,0 тыс. руб.;

внебюджетные источники - всего:

0,0 тыс. руб.

Объемы финансирования на реализацию подпрограмм составляют:

подпрограмма 1 - 568,4 тыс. руб.;

подпрограмма 2 - 226 294,9 тыс. руб.

Ожидаемые результаты реализации программы

осуществление государственного кадастрового учета земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, выделяемых в счет невостребованных земельных долей, находящихся в собственности муниципальных образований, с внесением в Единый государственный реестр недвижимости сведений о таких земельных участках, в том числе об их границах, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации;

предотвращение от выбытия и сохранение мелиорированных земель в сельскохозяйственном обороте

к концу 2030 года на площади не менее 51,2 тыс. га;

сохранение сельскохозяйственных угодий и химическая мелиорация (гипсование) почв на пашне к концу 2030 года на площади не менее 255,0 тыс. га;

вовлечение в оборот земель сельскохозяйственного назначения площадью не менее 130,0 тыс. га к концу 2030 года



I. Общая характеристика сферы реализации Государственной программы, включая описание текущего состояния, основных проблем и прогноз развития агропромышленного комплекса на период по 2030 год


Государственная программа "Эффективное вовлечение в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развитие мелиоративного комплекса Республики Калмыкия" (далее - Государственная программа) разработана в соответствии с Государственной программой эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2021 г. N 731, Порядком разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Калмыкия, утвержденным постановлением Правительства Республики Калмыкия от 19 марта 2015 г. N 105.


Агропромышленный комплекс и его базовая отрасль - сельское хозяйство являются ведущими системообразующими сферами экономики республики, формирующими агропродовольственный рынок, продовольственную и экономическую безопасность, трудовой и поселенческий потенциал сельских территорий.


Государственная программа определяет цели, задачи и направления развития сельского хозяйства (мелиоративного комплекса) Республики Калмыкия, эффективного вовлечения в оборот неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусмотренных мероприятий, показатели их результативности.


Государственная программа базируется на положениях Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 21 января 2020 г. N 20, Государственной программы эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2021 года N 731.



1. Общая характеристика состояния и основные проблемы развития агропромышленного комплекса


Республика Калмыкия является одним из немногих регионов Российской Федерации, где по объему производства сельское хозяйство превосходит промышленность.


При низкой обеспеченности атмосферными осадками обладает сетью оросительных систем. Сочетание имеющегося высокого уровня фотосинтетической радиации с искусственным орошением позволяет получать на территории республики стабильные высокие урожаи кормов для животноводства с целью обеспечения имеющегося поголовья сельскохозяйственных животных кормами. Поэтому мелиорации в регионе всегда придавалось большое значение, и во второй половине 20 века были построены оросительные системы, работающие по настоящее время. Существующие оросительные системы выполняют дополнительно функции обводнения территорий для обеспечения жизнедеятельности населения. В этой связи перспективы дальнейшего развития и стабилизации сельскохозяйственного производства, улучшения условий жизни сельского населения связаны с оросительной мелиорацией.


По состоянию на 01 января 2021 г. в Республике Калмыкия находится 80,9 тыс. га орошаемых площадей, в том числе регулярного орошения - 46,1 тыс. га, лиманного орошения - 34,8 тыс. га. Кроме того, из межхозяйственной оросительной сети обводняется 1 157,0 тыс. га пастбищных угодий.


Необходимо добиться увеличения использования мелиорированных существующих земель за счет мероприятий, предусмотренных государственной программой.


В целом можно отметить, что темпы увеличения производства кормов не соответствуют росту численности поголовья скота. Отставание кормопроизводства от потребностей и высокая себестоимость кормовой единицы влияют на увеличение себестоимости животноводческой продукции.


Дополнительно к основным проблемам сельского хозяйства можно отнести следующие:


технико-технологическое отставание сельского хозяйства из-за недостаточного уровня доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей для осуществления модернизации и перехода к инновационному развитию;


неблагоприятные условия функционирования сельского хозяйства, прежде всего, сохраняющийся диспаритет цен на сельскохозяйственную продукцию и материально-технические ресурсы, используемые в сельхозпроизводстве;


неудовлетворительный уровень развития рыночной инфраструктуры, затрудняющий доступ сельхозтоваропроизводителей к рынкам сбыта;


неразвитость земельного рынка;


слабая кормовая база, наличие больших необводненных территорий вынуждают максимально использовать естественные кормовые угодья, что приводит к усилению сбитости и деградаций сельскохозяйственных угодий;


финансовая неустойчивость отрасли, обусловленная нестабильностью рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, опережающим ростом импорта, недостаточным притоком частных инвестиций, слабым развитием страхования при производстве сельскохозяйственной продукции;


медленные темпы социального развития сельских территорий, сокращение занятости сельских жителей при слабом развитии альтернативных видов деятельности, низкая общественная оценка сельскохозяйственного труда, недостаточное ресурсное обеспечение на всех уровнях финансирования;


дефицит квалифицированных кадров, вызванный низким уровнем и качеством жизни в сельской местности.



2. Прогноз развития АПК на период до 2031 года


Динамика развития агропромышленного комплекса до 2031 года будет формироваться под воздействием разнонаправленных факторов. С одной стороны, скажутся меры, которые были приняты в последние годы по повышению устойчивости агропромышленного производства, с другой стороны, сохранится сложная макроэкономическая обстановка, связанная с нестабильностью мировых продовольственных рынков, что усиливает вероятность реализации рисков для устойчивого и динамичного развития аграрного сектора экономики.


Однако, к настоящему времени возможности экстенсивного развития сельского хозяйства республики практически исчерпаны. Появились диспропорции между потребностями животноводства в кормах и уровнем кормопроизводства.


Дальнейший рост производства продукции земледелия и животноводства становится возможным лишь при ускоренном развитии мелиоративного комплекса.


Значимыми тенденциями в прогнозном периоде будут следующие:


переход к экологически сбалансированной структуре землепользования, обеспечивающей условия для воспроизводства плодородия почв;


изменение структуры посевных площадей в сторону увеличения площадей занятых кормовыми культурами;


актуализация сведений о количественных характеристиках и границах земель сельскохозяйственного назначения;


увеличение инвестиций в развитие мелиорации, создание условий для эффективного использования земель;


стимулирование ввода в оборот неиспользуемых земель.


В рамках Государственной программы к 2031 году прогнозируется дополнительный рост валового сбора кормовых, зерновых и зернобобовых культур в хозяйствах всех категорий на 595,8 тыс. тонн.


Все это позволит существенно повысить конкурентоспособность отрасли, будет способствовать росту доходов сельскохозяйственных предприятий и населения, устойчивому развитию сельских территорий.


Основными условиями достижения планируемых показателей являются:


развитие направлений, определенных Государственной программой, связанных с выделением средств, для их реализации, в том числе на условиях софинансирования из федерального бюджета;


введение в оборот неиспользуемых земель;


создание условий сельскохозяйственным товаропроизводителям для инвестирования в мелиоративные мероприятия;


повышение производительности труда на основе стимулирования к использованию современных технологий, совершенствование организации сельскохозяйственного производства.



II. Приоритеты государственной политики в сфере реализации Государственной программы, цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов Государственной программы, сроков и этапов реализации Государственной программы



1. Приоритеты государственной политики в сфере реализации Государственной программы


К приоритетам относятся:


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»