ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 августа 2022 года N 555
О внесении изменений в постановление Правительства Республики Мордовия от 6 февраля 2019 г. N 53
Правительство Республики Мордовия постановляет:
1. Внести в постановление Правительства Республики Мордовия от 6 февраля 2019 г. N 53 "Об утверждении государственной программы Республики Мордовия "Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства", республиканской целевой программы "Жилище" и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Республики Мордовия" (с изменениями, внесенными постановлениями Правительства Республики Мордовия от 1 апреля 2019 г. N 160, от 3 апреля 2019 г. N 163, от 7 июня 2019 г. N 260, от 20 июня 2019 г. N 276, от 30 июля 2019 г. N 325, от 16 сентября 2019 г. N 378, от 11 ноября 2019 г. N 442, от 19 декабря 2019 г. N 513, от 7 февраля 2020 г. N 109, от 10 марта 2020 г. N 151, от 1 апреля 2020 г. N 195, от 28 мая 2020 г. N 307, от 8 июня 2020 г. N 332, от 22 июля 2020 г. N 419, от 3 августа 2020 г. N 442, от 12 августа 2020 г. N 466, от 28 августа 2020 г. N 505, от 3 сентября 2020 г. N 516, от 21 сентября 2020 г. N 543, от 3 ноября 2020 г. N 605, от 12 ноября 2020 г. N 616, от 20 ноября 2020 г. N 627, от 4 декабря 2020 г. N 651, от 5 апреля 2021 г. N 142, от 30 апреля 2021 г. N 210, от 25 июня 2021 г. N 297, от 9 августа 2021 г. N 372, от 30 августа 2021 г. N 401, от 13 сентября 2021 г. N 432, от 24 сентября 2021 г. N 447, от 16 декабря 2021 г. N 574, от 20 декабря 2021 г. N 591, от 30 декабря 2021 г. N 637, от 15 марта 2022 г. N 214, от 16 марта 2022 г. N 223) следующие изменения:
1) государственную программу Республики Мордовия "Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства" изложить в следующей редакции:
"Утверждена
постановлением Правительства
Республики Мордовия
от 6 февраля 2019 г. N 53
(изложена в редакции
постановления Правительства
Республики Мордовия
от 15 августа 2022 г. N 555)
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА
РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ "РАЗВИТИЕ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
И СФЕРЫ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА"
Паспорт
Государственной программы Республики
Мордовия "Развитие жилищного строительства и сферы
жилищно-коммунального хозяйства"
(далее - Государственная программа)
Ответственный исполнитель Государственной программы | - | Министерство строительства и архитектуры Республики Мордовия |
Соисполнители Государственной программы | - | Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Республики Мордовия; Министерство образования Республики Мордовия |
Участники Государственной программы | - | Министерство социальной защиты, труда и занятости населения Республики Мордовия; Министерство экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия; Министерство спорта и молодежной политики Республики Мордовия; Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия; Министерство финансов Республики Мордовия; Государственный комитет имущественных и земельных отношений Республики Мордовия; Государственный комитет по транспорту и дорожному хозяйству Республики Мордовия |
Подпрограммы Государственной программы (в т.ч. республиканские целевые программы Республики Мордовия) | - | подпрограмма "Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в Республике Мордовия"; подпрограмма "Модернизация и реформирование жилищно-коммунального хозяйства"; подпрограмма "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Мордовия"; республиканская целевая программа "Жилище"; республиканская адресная программа "Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Мордовия" на 2014 - 2043 годы |
Цели Государственной Программы | - | повышение доступности жилья и качества жилищного обеспечения населения; комплексное решение проблемы по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; повышение качества и надежности предоставления жилищно-коммунальных услуг населению; улучшение технического состояния многоквартирных домов, расположенных на территории Республики Мордовия, за исключением домов, признанных аварийными и подлежащими сносу; является финансовое и организационное обеспечение переселения граждан из аварийных многоквартирных домов |
Задачи Государственной программы | - | формирование специализированного жилищного фонда для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; повышение эффективности, качества и надежности коммунальных ресурсов, в том числе путем привлечения частных инвестиций; обеспечение граждан доступным и комфортным жильем; эффективное планирование и организация своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Мордовия, за исключением домов, признанных аварийными и подлежащими сносу; переселение граждан из многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации |
Целевые индикаторы и показатели Государственной программы | - | обеспечение объема ввода жилья в 2019 году - 338,0 тыс. кв. метров общей площади, в 2021 году - 340,0 тыс. кв. метров общей площади, в 2025 году - 454,0 тыс. кв. метров общей площади жилья; рост обеспеченности населения жильем с 28,5 кв. метра на одного человека в 2019 году до 29,2 кв. метра на одного человека в 2021 году и до 31,5 кв. метра на одного человека в 2025 году; количество молодых семей, улучшивших жилищные условия (в том числе с использованием ипотечных кредитов и займов) при оказании содействия за счет средств федерального бюджета, республиканского бюджета Республики Мордовия и местных бюджетов в 2019 - 2025 годах - 429 молодых семей; доля детей-сирот, обеспеченных благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, к общей численности детей-сирот, имеющих право на обеспечение благоустроенными жилыми помещениями; доля населения Республики Мордовия, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения, к 2024 году составит 92,5%; расселяемая площадь жилых помещений, в многоквартирных домах, признанных до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации в 2019 году - 1,03 тыс. кв. метров, в 2021 году - 27,2 тыс. кв. метров, в 2024 году - 77,29 тыс. кв. метров; количество многоквартирных домов, в которых планируется проведение капитального ремонта в 2019 году - 386 единиц, в 2021 году - 424 единицы, в 2025 году - 396 единиц |
Этапы и сроки реализации Государственной программы | - | срок реализации: 2019 - 2025 годы, в т.ч.: 1 этап: 2019 - 2020 годы; 2 этап: 2021 - 2025 годы |
Объемы финансового обеспечения Государственной программы | - | объем финансирования Государственной программы в 2019 - 2025 годах составит: за счет всех источников финансирования - 22864128,4 тыс. рублей, в том числе: 2019 год - 4059444,0 тыс. рублей, 2020 год - 3902733,3 тыс. рублей, 2021 год - 2923737,8 тыс. рублей, 2022 год - 5349829,0 тыс. рублей, 2023 год - 2434501,2 тыс. рублей, 2024 год - 1441584,4 тыс. рублей, 2025 год - 2752215,8 тыс. рублей, в том числе: за счет средств федерального бюджета - 6558009,4 тыс. рублей, в том числе: 2019 год - 281342,8 тыс. рублей, 2020 год - 411032,2 тыс. рублей, 2021 год - 573445,7 тыс. рублей, 2022 год - 1286319,6 тыс. рублей, 2023 год - 1532832,7 тыс. рублей, 2024 год - 735617,7 тыс. рублей, 2025 год - 1737418,7 тыс. рублей, за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд) - 3938758,4 тыс. рублей, в том числе: 2019 год - 253205,9 тыс. рублей, 2020 год - 629606,8 тыс. рублей, 2021 год - 579850,6 тыс. рублей, 2022 год - 2279525,9 тыс. рублей, 2023 год - 196569,2 тыс. рублей, за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия - 4942417,5 тыс. рублей, в том числе: 2019 год - 896615,4 тыс. рублей, 2020 год - 928282,2 тыс. рублей, 2021 год - 826707,7 тыс. рублей, 2022 год - 733128,3 тыс. рублей, 2023 год - 631981,6 тыс. рублей, 2024 год - 555133,5 тыс. рублей, 2025 год - 370568,8 тыс. рублей, за счет средств местных бюджетов - 395884,3 тыс. рублей, в том числе: 2019 год - 31363,7 тыс. рублей, 2020 год - 49215,9 тыс. рублей, 2021 год - 41526,5 тыс. рублей, 2022 год - 156697,2 тыс. рублей, 2023 год - 15834,1 тыс. рублей, 2024 год - 10038,6 тыс. рублей, 2025 год - 90808,3 тыс. рублей, внебюджетные источники - 7029458,8 тыс. рублей, в том числе: 2019 год - 2596999,1 тыс. рублей, 2020 год - 1884596,2 тыс. рублей, 2021 год - 902207,3 тыс. рублей, 2022 год - 894158,0 тыс. рублей, 2023 год - 57283,6 тыс. рублей, 2024 год - 140794,6 тыс. рублей, 2025 год - 553420,0 тыс. рублей, в том числе: по подпрограмме "Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в Республике Мордовия" общий объем финансирования на 2019 - 2025 годы составляет 455324,8 тыс. рублей, по подпрограмме "Модернизация и реформирование жилищно-коммунального хозяйства" общий объем финансирования на 2019 - 2025 годы составляет 7510137,4 тыс. рублей, по подпрограмме "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Мордовия" общий объем финансирования на 2019 - 2024 годы составляет 3906076,6 тыс. рублей, по республиканской адресной программе "Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Мордовия" на 2014 - 2043 годы общий объем финансирования на 2019 - 2025 годы составляет 3229525,3 тыс. рублей, по республиканской целевой программе "Жилище" общий объем финансирования на 2019 - 2025 годы составляет 7763064,3 тыс. рублей. Объем финансирования Государственной программы подлежит ежегодному уточнению, исходя из реальных возможностей бюджетов всех уровней |
Ожидаемые результаты реализации Государственной программы | - | улучшение жилищных условий населения республики (рост жилищной обеспеченности до 28,5 кв. метра на одного человека в 2019 году, до 31,5 кв. метра на одного человека в 2025 году); увеличение годового объема ввода жилья до 338,0 тыс. кв. метров общей площади в 2019 году, до 454,0 тыс. кв. метров общей площади в 2025 году; обеспечение к концу 2025 года 298 детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения или договорам социального найма; достижение уровня соответствия жилищного фонда современным условиям энергоэффективности, экологическим требованиям, а также потребностям отдельных групп граждан (многодетные семьи, пожилые люди, инвалиды и т.д.); повышение удовлетворенности населения республики уровнем жилищно-коммунального обслуживания; увеличение доли граждан, имеющих возможность с помощью собственных и заемных средств, приобрести или снять необходимое жилье на рынке, построить индивидуальное жилье; формирование эффективной системы организации капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории республики; ликвидация жилищного фонда, признанного до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу в связи с физическим износом в процессе его эксплуатации |
Раздел 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СФЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ, ВКЛЮЧАЯ ОПИСАНИЕ ТЕКУЩЕГО
СОСТОЯНИЯ, ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ В УКАЗАННОЙ СФЕРЕ
И ПРОГНОЗ ЕЕ РАЗВИТИЯ
В целях улучшения жилищных условий населения реализовывались федеральные целевые программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы и на 2015 - 2020 годы и республиканские целевые программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы и на 2015 - 2020 годы, республиканская адресная программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Мордовия" на 2013 - 2017 годы. В настоящее время в республике реализуются государственная программа Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", республиканская целевая программа "Жилище", республиканская адресная программа "Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Мордовия" на 2014 - 2043 годы, продолжается строительство жилья частными застройщиками и строительство индивидуальных жилых домов гражданами с привлечением средств федерального, республиканского, местных бюджетов и внебюджетных источников.
Платежеспособность спроса поддерживается путем реализации мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" подпрограммы "Создание условий для обеспечения доступными комфортным жильем граждан России" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" и развития системы ипотечного жилищного кредитования.
Объем жилищного фонда в Республике Мордовия по состоянию на 1 января 2020 года составляет 22491,6 тыс. кв. метров. Большая часть жилищного фонда в Республике Мордовия находится в частной собственности, доля которого в 2019 году составляет 93,8% от общего жилищного фонда в Республике Мордовия, а доля государственного и муниципального жилищного фонда сократилась и составила в 2019 году 6,2 процента. Общая площадь жилых помещений, приходящаяся на одного жителя составила в 2019 г. 28,5 кв. метров.
Радикальные изменения произошли в жилищном строительстве. Основную роль здесь стали играть частные и индивидуальные застройщики.
В Республике Мордовия активно развивается ипотечное жилищное кредитование, которое является одним из ключевых звеньев в решении жилищной проблемы.
На сегодняшний день в республике сформированы нормативно-правовые и организационно-экономические условия для развития первичного рынка ипотечных кредитов, функционирования механизма рефинансирования системы ипотечного жилищного кредитования.
Основным источником финансирования жилищного строительства в последние годы являются внебюджетные средства в сочетании с различными формами государственной поддержки граждан и юридических лиц, принимающих участие в финансировании строительства и приобретении жилья.
Приоритетной формой участия федерального бюджета была признана поддержка отдельных категорий граждан, перед которыми государство имеет определенные обязательства в решении их жилищных проблем, через предоставление им субсидий на приобретение жилья или субсидий регионам Российской Федерации на строительство жилья для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда.
С использованием средств республиканского бюджета Республики Мордовия продолжалось строительство на льготных условиях жилья для наиболее нуждающихся категорий населения, для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, молодых семей, строительство объектов инженерной инфраструктуры, активно строилось жилье на селе для молодых специалистов и молодых семей.
Жилищно-коммунальный комплекс Республики Мордовия является одним из самых больших секторов экономики и включает в себя около трети основных фондов. Населению и другим потребителям предприятиями жилищно-коммунального хозяйства предоставляется около 20 видов услуг.
По состоянию на 1 января 2020 года коммунальный комплекс включает в себя 698,2 км тепловых, 3060,3 км водопроводных, 858,6 км канализационных сетей, 690 котельных, водозаборы, очистные сооружения канализации и другие объекты, предназначенные для производства и поставки коммунальных услуг потребителям.
Доступность и качество питьевой воды определяют здоровье граждан и качество жизни. Отсутствие чистой воды и канализации является основной причиной распространения кишечных инфекций, гепатита и болезней желудочно-кишечного тракта, увеличения степени риска возникновения "воднозависимых патологий" и усиления воздействия на организм человека канцерогенных и мутагенных факторов. До 20% всех заболеваний может быть связано с неудовлетворительным качеством воды. В отдельных случаях отсутствие доступа к чистой воде и канализации приводит к массовым заболеваниям и распространению эпидемий.
Проблема обеспечения населения Республики Мордовия питьевой водой, как важнейшего фактора, определяющего качество жизни каждого человека, требует комплексного подхода к ее решению, который возможен только при сочетании инициативы населения, органов местного самоуправления в Республике Мордовия и органов государственной власти Республики Мордовия.
Вопросы жилищно-коммунального обслуживания занимают первое место в перечне проблем населения республики.
Достигнутые результаты государственной жилищной политики и сложившаяся ситуация обусловливают необходимость определения новых стратегических целей и направлений государственной жилищной политики по преодолению диспропорций на рынке жилья и жилищного строительства, а также в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг и создание условий для удовлетворения жилищных потребностей и спроса на жилье различных категорий граждан, в том числе нуждающихся в государственной поддержке.
Динамика развития жилищной сферы в период до 2025 года будет определяться воздействием ряда факторов. В результате предпринятых в последние годы мер государственного регулирования и наличия неудовлетворенного платежеспособного спроса со стороны ряда категорий граждан ежегодные объемы ввода жилья будут расти, что позволит стабилизировать уровень цен на жилье. При этом изменится структура предложения жилья за счет увеличения доли стандартного жилья, арендного жилья, малоэтажного жилья, а также жилья, вводимого жилищными и жилищно-строительными кооперативами. Получат дальнейшее развитие различные формы государственно-частного партнерства, в том числе при комплексном освоении территорий под жилую застройку.
Раздел 2. ПРИОРИТЕТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ
В СФЕРЕ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ
И ПОКАЗАТЕЛИ (ИНДИКАТОРЫ) ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ И РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ,
ОПИСАНИЕ ОСНОВНЫХ ОЖИДАЕМЫХ КОНЕЧНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ, СРОКОВ И ЭТАПОВ
РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
Приоритеты государственной политики в жилищной и жилищно-коммунальной сферах направлены на достижение национальных целей развития Российской Федерации, определенных в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 году N 600 "О мерах по реализации граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг", от 7 мая 2018 году N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и от 21 июля 2020 году N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" и государственной программой Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 году N 1710, а именно создание комфортной и безопасной среды для жизни.
Для достижения национальной цели по созданию комфортной и безопасной среды для жизни установлены, в том числе, показатели по улучшению жилищных условий семей и увеличению объема жилищного строительства.
Приоритетами государственной политики в жилищной и жилищно-коммунальной сферах является следующее:
- повышение жилищной обеспеченности населения региона через субсидирование процентной ставки по ипотечным кредитам для молодых семей с детьми, многодетных семей и малообеспеченных категорий граждан, строительство социального жилья;
- улучшение системы жилищно-коммунального обслуживания населения за счет модернизации жилищно-коммунального комплекса, в том числе реконструкции и строительства объектов инфраструктуры водообеспечения и водоотведения, реконструкции объектов теплоснабжения;
- формирование системы градостроительных решений, создающих комфортные условия проживания для отдельных категорий граждан, в том числе людей с ограниченными возможностями, семей с детьми, лиц пожилого возраста.
Цели и задачи Государственной программы учитывают цели и задачи национальных проектов "Жилье и городская среда" и "Экология".
Основными целями Государственной программы являются:
повышение доступности жилья и качества жилищного обеспечения населения;
комплексное решение проблемы по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
повышение качества и надежности предоставления жилищно-коммунальных услуг населению;
улучшение технического состояния многоквартирных домов, расположенных на территории Республики Мордовия, за исключением домов, признанных аварийными и подлежащими сносу;
финансовое и организационное обеспечение переселения граждан из аварийных многоквартирных домов.
Для достижения целей Государственной программы необходимо решение следующих задач:
формирование специализированного жилищного фонда для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;