Действующий

О государственной программе Республики Саха (Якутия) "Развитие Арктической зоны Республики Саха (Якутия) и коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)" (с изменениями на 3 июля 2024 года)



1.1.1. Социально-экономическое положение Арктической зоны Республики Саха (Якутия)


В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 2 мая 2014 г. N 296 "О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации" в состав сухопутных территорий Арктической зоны Российской Федерации входят территории муниципальных образований Республики Саха (Якутия): Абыйский улус (район), Аллаиховский улус (район), Анабарский национальный (долгано-эвенкийский) улус (район), Булунский улус, Верхнеколымский улус (район), Верхоянский район, Жиганский национальный эвенкийский район, Момский район, Нижнеколымский район, Оленекский эвенкийский национальный район, Среднеколымский улус (район), Усть-Янский улус (район), Эвено-Бытантайский национальный улус (район).


(в ред. постановления Правительства РС(Я) от 28.03.2024 N 96)


Арктическую зону Якутии отличает целостность природно-хозяйственных систем, обусловленная спецификой природных условий и природно-ресурсной базы, внутренним инфраструктурным единством транспортного и энергетического каркаса, формированием межрайонных кластерных связей, единым государственным управлением.


Районы, расположенные на территории Арктической зоны Республики Саха (Якутия), отличаются экстремальными климатическими условиями, которые относятся к абсолютно и экстремально дискомфортным зонам для проживания человека; существенными инфраструктурными ограничениями, в первую очередь, труднодоступностью, отсутствием круглогодичной наземной транспортной системы, связывающей Арктическую зону с соседними территориями и населенные пункты внутри зоны; повышенной ресурсоемкостью и внешнеэкономическим северным удорожанием в его экстремальной арктической форме (арктическое удорожание), обусловленными особенностями территории; крайне высокими издержками и низкой конкурентоспособностью отраслей местного производства.


Наблюдаются дисбаланс в экономическом развитии, значительный разрыв между арктическими районами и остальными районами республики по уровню социально-экономического развития. Показатели социально-экономического развития арктических районов значительно отстают от общереспубликанских средних показателей.


По предварительной оценке численность населения 13 арктических районов республики на 1 января 2022 г. составила 67 118 человек. Удельный вес в общей численности населения республики составляет 6,8 процента, в то время как по занимаемой площади - 52,2 процента. Плотность населения составляет 0,04 человека на 1 кв. км. Наиболее многочисленное население проживает в Верхоянском районе и составляет 10,9 тыс. чел. (16,2 процента от населения Арктической зоны), наименьшая численность - в Аллаиховском районе, 2,7 тыс. чел. (4,0 процента).


Структура размещения населенных пунктов Арктической зоны Республики Саха (Якутия) обладает высокой дисперсностью (за исключением Жиганского района, все населенные пункты которого расположены по линейному типу вдоль р. Лены) и большим количеством малых сельских поселений (всего 29), труднодоступных населенных пунктов (всего 86) (наибольшее количество сосредоточено в Верхоянском и Среднеколымском районах). В 13 районных центрах и 4 населенных пунктах с населением свыше 1000 человек (г. Верхоянск, с. Юрюнг-Хая, с. Казачье, с. Кюсюр) сосредоточено 60 процентов населения Арктической зоны Республики Саха (Якутия). Четверть населения проживает в 70 поселениях с численностью менее 500 человек, 14 процентов населения - в 14 поселениях с численностью от 500 до 1000 человек. В остальных 22 населенных пунктах постоянное население отсутствует.


Арктические районы относятся к зоне децентрализованного электроснабжения (кроме п. Черский) на базе источников электроэнергии малой мощности, преимущественно дизельных электростанций, что значительно удорожает стоимость киловатт-часов (далее - кВТ*ч) электроэнергии, не позволяет рационально использовать структуру энергетического хозяйства и повысить надежность энергоснабжения. Более 60 процентов себестоимости вырабатываемой электроэнергии в арктических районах приходится на топливную составляющую. Функционируют 84 дизельных и 8 солнечных электростанций. Современное состояние энергетического хозяйства характеризуется наличием большой доли физически и морально устаревшего оборудования.


В рамках Соглашения о намерениях, порядке организации взаимодействия и сотрудничества между Республикой Саха (Якутия) и ГК "Росатом" от 11 сентября 2019 г. сторонами рассматривается возможность строительства атомной электрической станции малой мощности (далее - АСММ) в районе п. Усть-Куйга Усть-Янского района, со сроком ввода в промышленную эксплуатацию в 2028 году, и генерацией электроэнергии для промышленности и населенных пунктов района. Выбор площадки АСММ обусловлен необходимостью электроснабжения проекта освоения золоторудного месторождения "Кючус", п. Усть-Куйга, также прорабатывается возможность обеспечения электроэнергией других населенных пунктов района и месторождения олова "Тирехтях".


Основой транспортного каркаса Арктической зоны являются: реки Анабар, Лена, Яна, Индигирка и Колыма; участок Северного морского пути от устья реки Лены до устьев арктических рек; морской порт Тикси, 3 речных порта (ООО "Зеленомысский речной порт", Белогорский судоходный участок, речной порт в п. Нижнеянск) и причалы на малых арктических реках в населенных пунктах Усть-Куйга, Батагай, Зырянка, Юрюнг-Хая; региональные и местные автозимники; 14 аэропортов, входящих в состав ФКП "Аэропорты Севера" (Саскылах, Оленек, Жиганск, Тикси, Усть-Куйга, Саккырыр, Батагай, Депутатский, Мома, Белая Гора, Чокурдах, Черский, Среднеколымск, Зырянка); 44 авиаплощадки.


Круглогодичная наземная транспортная система, связывающая Арктическую зону с соседними территориями и населенные пункты внутри зоны, отсутствует. Все пассажирские перевозки, как в дальнем, так и во внутрирайонном сообщении, осуществляются только воздушным транспортом, в то время как для грузовых перевозок используются также сезонные виды транспорта - автозимники и внутренние водные пути.


Доля транспортных издержек в стоимости конечного продукта в разы превышает среднероссийский уровень, доходя до 40 - 70 процентов, а в стоимости завозимой продукции может превышать 80 процентов. Короткие сроки функционирования автозимника (до 46 суток), навигации на Северном морском пути (около 2 месяцев) и арктических реках (от 20 суток до 4 месяцев) сказывается на увеличении запасов товарно-материальных ценностей, что влечет привлечение дополнительных затрат на организацию доставки грузов в чрезвычайном порядке.


Ежегодно одним из самых важных государственных мероприятий по обеспечению гарантированного завоза грузов в арктические районы Республики Саха (Якутия) является северный завоз.


Северный завоз - комплекс ежегодных мероприятий по гарантированному обеспечению районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с ограниченными сроками завоза грузов обязательной номенклатурой товаров (продукции) необходимых для жизнеобеспечения населенных пунктов. Специфика северного завоза в Республику Саха (Якутия) обусловлена экстремальными природно-климатическими и географическими условиями, низкой транспортной обеспеченностью и трудной доступностью, что определяет большие пробеги завозимых грузов и отличается продолжительным зимним и коротким летним периодами.